Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Фермент счастья, или Воровство ради удовольствия
На главную страницу >>>
  

 

 

Фермент счастья, или Воровство ради удовольствия

Свободному от предрассудков человеку трудно жить в мире, полном глупых правил. И, несмотря на твердую убежденность в бессмысленности доказать что-то миру, все равно хочется вызывать потрясение у мещанского мира, игнорировать общепринятую мораль.



Да еще так показать себя, чтобы самому приятно было. При этом хорошо бы перекачать в минуту на один литр крови больше, спровоцировать выброс адреналина и ощутить долгожданное блаженство. Весьма необычно решает эту проблему значительная часть современной молодежи. Танцпол, боулинг, вечеринки, экстремальные виды спорта, скоростные машины, нетрадиционный секс и другие развлечения не вызывают острых ощущений и состояния эйфории. Жизнь кажется им скучной, а фермент счастья не вырабатывается, если они не... воруют. Оставим в покое профессиональных мошенников, которые в совершенстве постигли следующие разновидности отъема материальных благ - цыганский гипноз, скупщиков, наперсточников, лохотронщиков, профессиональных карманников, - людей, которые просто выполняют свою работу. А также романтиков типа Бонни и Клайда, которые занимаются разработкой гениальных планов помпезных ограблений банков и больших магазинов. Также нас не будет интересовать любимая игра российских жуликов - пирамиды: различные МММ, "Хопер-Инвест", "Гербалайф", "Амвей" и так далее, и тому подобное... Категория интервьюируемых - одиночки, ворующие ради того химического соединения, которое заставляет кровь течь быстрее, а сердца биться сильнее. Адреналин им нужен как воздух. А воровство для них - вовсе не работа, а ни с чем не сравнимое удовольствие, занятие в кайф. Авантюристы испытывают эмоции, которых им не хватает в реальной повседневной жизни и которые они по той или иной причине испытать больше нигде не могут.

Задавать вопросы интервьюируемым практически не приходилось. Ребята делились своими переживаниями взахлеб, лишь иногда приходилось немного возвращать разговор к первоначальной теме.

Татьяна Петрунина, 28 лет, учитель английского языка

- Я, наверное, воровка со стажем. Началось все в детстве. Я у родителей мелочь из кошелька тырила. У папы был всегда такой увесистый кошелек, и по ночам, когда все в доме спали, я закрывала дверь в их спальню, подставляла табуреточку и... Я особенно не зарывалась, брала по двадцать-двадцать пять копеек разными монетками, чтобы не так заметно было; воровала мелочь всегда у папы, у мамы было неинтересно шарить - в ее кошельке мелочи практически не было, одни крупные купюры, а бумажки брать я уже стеснялась.
- На что тратила деньги?
- На мороженное. Потом я воровала булочки из магазина. Булочки стоили три копейки, они были мяконькие, аппетитные, я не могла устоять, процесс увлекал и захватывал меня все больше и больше.
- Подожди, тебе что - на мороженое хватало, а на булочки нет?
- Нет, денег хватало, понимаешь, не в деньгах дело. Это было как-то... ну, вот как сейчас я отношусь к своей работе.
- Как ты относишься к своей работе?
- Серьезно. Я всегда была серьезной девочкой, и тогда, когда я булочки воровала, я ощущала, что как бы живу не зря, сама себя обеспечиваю. Хотя мне всего хватало и у меня все было, взяв булочку, я понимала, что я не в дочки-матери играю, а занимаюсь настоящим взрослым делом. Если бы можно было работать, я бы работала, но такой практики у детей маленьких не было, все, что мне удавалось, - сдавать майонезные баночки.
- Расскажи, а как происходил сам процесс?
- Ну, вот помню, первое, что я украла - это был мармелад. Я зашла в универсам и увидела фантастически красивую коробку. Коробка и соблазнила меня. Я подумала, неплохо было бы в нее складывать камушки, которые я собирала. Я была в кофточке, помню, сняла я ее, и пока снимала, незаметно взяла коробку прямо перед носом продавщицы, прикрыла ее кофточкой и понесла к выходу. Это было очень волнительно. Причем мармелад я вообще не любила.
- Ты кому-нибудь рассказывала об этом?
- Во втором классе. Моя лучшая подруга, которая тоже промышляла со мной воровством булочек, наябедничала моим родителям. Я что-то не то сказала ей, и она на весь автобус заорала: "А вы знаете, тетя Наташа, а Таня ворует булочки в магазине!" Мои хорошо воспитанные родители, наплевали на свою методику воспитания и хорошенько надавали мне, однако совсем охоту воровать не отбили. Зато я стала осторожней, и кому попадя о своих тайных занятиях не рассказывала.
- Что, в более сознательном возрасте ты продолжала воровать булочки?
- Нет. Приоритеты вкусов изменились. В более сознательном возрасте на различных вечеринках, пати, фуршетах мы воровали, нет, не воровали, а брали алкогольные напитки. Ну, знаете, на вечеринках, устраиваемых фирмой, всегда шведский стол и на халяву выставляется много еды и выпивки. Поэтому мы решали с моим будущем мужем, что фирма особенно не обеднеет от ящичка вина или хорошего коньячка. Ведь за все уплачено, поэтому как такового воровства и не было. К тому же было очень забавно таскать бутылки среди напыщенных, чопорных людей в тройках, галстуках и вечерних платьях.
- Вы действительно получали удовольствие от процесса?
- Конечно! Очень азартная вещь, попробуйте! Перед носом у кого-нибудь втихаря взять бутылку, другую, третью. И под шумок скрыться.
- А куда вы целый ящик прятали?
- Надо сказать, что вечеринки устраивались с завидной регулярностью и мы приспособились - стали брать рюкзаки. Очень удобная вещь. Помещается до двенадцати бутылок вина.
- Ну а кроме вечеров на работе, что-нибудь еще вспомнить можете?
- Один раз мы пошли к подруге на день рождения и стырили у нее мороженое.
- Зачем?
- Не знаю зачем, к девушке мы относились ровно и недоброжелательности не испытывали. Зато вспомнился какой-то азарт, который я испытывала, когда булочки воровала. Было прикольно.
- Что-нибудь планируете в будущем?
- Не знаю, вряд ли. Я сейчас испытываю азарт от других вещей.
- От каких?
- С воровством это не связано. Скорее с успехами дочки или мужа.



Переверткин Алексей, 30 лет, дизайнер

- Я всегда одеваться модно любил и, пока не стал хорошо зарабатывать, одежку из крутых магазинов тырил. Все делается очень просто. Заходишь в бутик (я сначала стеснялся и воровал одежду из "Глобал USA", а потом меня перестало устраивать качество - не вещи, а секонд-хенд из Америки). Выбираешь шмотку. Меряешь. И... уходишь. Приходишь во второй раз через несколько дней. Берешь ту шмотку, которую выбрал, и несколько других. Заходишь в примерочную. Отрываешь ценник, если есть штрих-код, надеваешь на себя, сверху - свои вещи, вешалку и остальные вещи обратно вешаешь.

- А если такие круглые штуковины прилеплены?
- С ними приходится повозиться. Опять же сначала дырки оставались, но постепенно технология усовершенствовалась.
- Как?
- Можно я не буду раскрывать все тайны своего мастерства?
- Боитесь конкуренции?
- Нет. Я давно уже этим делом не занимаюсь.
- Тогда, может, из этических соображений? Вы не хотите, чтобы молодые ребята такими вещами занимались?

- Я мораль читать не собираюсь. В какой-то момент вдруг до меня дошло: "А ведь этим симпатичным продавщицам, которые провафлили кражу, придется вносить в кассу свои собственные деньги за мою шмотку!" В общем, у каждого своя правда, и каждый грешит сам для себя. Просто я знаю, что те, кто умеет это делать, будут продолжать, а те, кто не умеет, тому лучше учиться совершенствоваться в других вещах.
- А что ты испытывал, когда выходил из магазина?
- Это, наверное, из области комплексов нереализованного лидера, но сознание того, что кто-то в этом мире глупее тебя, приятно грело душу и щекотало самолюбие. Это было весьма приятное чувство.
- Сейчас, как я понимаю, все комплексы исчезли?
- Подростковые точно исчезли. Да, и появились дела интереснее, чем мелкое воровство.


Семенова Анастасия, 23 года, домохозяйка

- А я у собственного мужа ворую. Он выручку каждый день наличными приносит домой со своих магазинов и палаток. И никогда не пересчитывает. Так что он никогда не замечает, если в его толстой пачке не хватает пары купюр.

- А купюры какого достоинства?
- Ну, разного. Я сначала скромничала, но, как говорится, аппетит приходит во время еды.
- Ты не испытываешь по этому поводу никаких угрызений совести?
- Каких еще угрызений?! Все равно эти деньги он мне отдаст или на меня потратит.
- Зачем же тогда воровать?
- Скучно мне. Ни развлечения, ни ведение домашнего хозяйства не увлекают настолько. Самые мои любимые фильмы - о похищении бриллиантов, ограблении банков, мошенниках.
- Может, тебе серьезно подумать о смене имиджа домохозяйки?
- Стать профессиональным вором?
- Ну, необязательно. Можно начать с занятий экстремальными видами спорта. Дайвингом, например. Горнолыжным спортом. Как я понимаю, средства позволяют.
- Я подумаю. Хотите, покажу, где я ворованные деньги от мужа прячу?


Семен Жидин, в настоящее время ведет натуральное домашнее хозяйство в
деревне

- В школе, когда я был в старших классах, воровали так: брали рюкзак, шестиклассника, засылали его в гастроном, он набивал там рюкзак до самого верха всякой снедью, затем он брал в правую руку батон хлеба, в левую пакет молока, подходил к тетеньке, платил рубль, она умилялась хозяйственности парня, давала сдачи и... на двухдневную пьянку в лесу хватало целой компании.
- А шестикласснику перепадало что-нибудь?
- Конечно, не обижали малыша, и водочки ему наливали, и молоко с хлебом родителям приносил.
- Позже что-нибудь происходило подобное?
- Когда я работал в офисе, частенько таскал офисный чай, кофе и сахар. Даже туалетной бумагой не брезговал. Этого добра всегда было в изобилии, фирма не обеднеет, а к друзьям заявиться с элитной банкой кофе или хорошим чаем - всегда приятно.
- Так это было удовольствие или необходимость?
- Конечно, это была тяжелая необходимость, но кайф от этого, признаться, я испытывал немалый.
- Так, хорошо, дальше... было больше?
- Нет, как ни странно, из магазинов сам воровать я боялся. Меня пугали внушительных размеров охранники, перспектива общения с ментами и их весьма невежливое обращение. Зато несколько раз я обедал в ресторане и уходил не расплачиваясь.
- Как это?
- Легко. Можно выйти сначала в туалет, если официанты постоянно торчат в зале, а можно, не доев, выскочить и так, особенно если зал большой и столиков много. Главное - выглядеть прилично и вид иметь наглый и немного брезгливый.
- Вы получали от этого удовольствие?
- Еще какое! Помимо чувства удовлетворения от удачной авантюры, еще чувство приятного насыщения, что было очень кстати, к примеру, в период студенчества.
- Ну а сейчас? Там, где вы живете, в Подмосковье, вокруг частные дома, обнесенные заборами, да сельские магазины.
- В деревне воровать особенно приятно. Заберешься, бывало, по осени в оставленный дом, телек включишь, камин растопишь, запасы на следующий сезон проверишь... ничего ли нет лишнего, не пропало ли...
- Но как же сигнализация, собаки, колючая проволока, ружье, заряженное солью, наконец?
- Я - человек наблюдательный, люблю гулять по деревне, заводить знакомства...
- В доверие, значит, входите?
- Где в доверие вхожу, где меня сами хозяева просят присмотреть за домом зимой. Но тогда неинтересно становится, я люблю, чтобы меня знали в лицо, но ни за что не заподозрили потом, что именно я ковер сжег или подвал с вином и квашеной капустой опустошил.
- Так вы и психологией пользуетесь?
- А как же! Это же самое удовольствие потом сочувственно качать головой и выдвигать версии относительно вора.
- Не в правилах журналистов ставить диагноз, но, кажется, у вас зачатки настоящего профессионального маньяка.
- На том и стоим, деточка, на том и стоим.


Еще великий Шекспир, вложив свои слова в уста Гамлета, говорил: "Кто не в рабстве собственных страстей?" Действительно, у всех нас свои заморочки и тараканы. Особенно в молодости, когда хочется жить только в свое удовольствие. Однако пропаганда теории разумного эгоизма - "мне нужнее, чем ему" - не избавит тебя от уголовной ответственности, если ты вдруг попадешься: статья № 158 "Кража".

Так или иначе ты сам должен решить, прав ли был великий Капица, когда говорил: "Человек молод, когда не боится делать глупости". Свобода выбора - вот уж действительно ни с чем не сравнимое удовольствие, которое может себе позволить каждый!