|
|
Дар соблазна
|
|
|
|
|
Угадать золотую жилу. Потянуть носом воздух и почуять, откуда тянет тяжелым солоноватым денежным духом. Это дар. У мадам Тюссо он был. Технология изготовления фигур из смеси пчелиного и растительного восков существовала и до нее. Она открыла собственную технологию - технологию успеха. Лепить надо не только королей и знатных особ, но и преступников. Особенно преступников. Чем больше преступников, тем лучше. Мадам Тюссо была Энди Уорхоллом своего времени. Она знала, что толпе интересны только знаменитости и вид запекшейся крови. Лучше всего - если в одном флаконе.
В 1789 году, после того как французский народ победил монархию, Марии Тюссо понадобились натуральные волосы для своих восковых кукол. Толпа указала мастерице ее место - возле гильотины. Кто-то же должен был омывать окровавленные головы бывших вельмож.
У мадам была удивительная память на лица. Перебравшись в Англию, она по памяти вылепила лица тех, кого казнил французский народ. В Англии у нее появились друзья и поклонники. К их числу относились такие разные люди, как Чарльз Диккенс и палач Джон Вильямс, который милостиво разрешил мадам снимать с известных преступников маски накануне казни. С тех пор прошло много лет. Коллекция пополнялась все новыми и новыми экземплярами. Говорят, сейчас в ней есть Буш-младший, но нет бин Ладена. Уверены - скоро сотрудники музея исправят это досадное недоразумение.
Массовое искусство не интересуется политикой. Только политиками. Или преступниками. Народу нужны зрелища. Простой человек хочет увидеть Джека Потрошителя и умереть от страха - понарошку. Ведь Джек Потрошитель не настоящий. И кровь на его ноже - тоже не настоящая. Дорогого стоит соблазн остаться живым, заглянув в глаза всех возможных чудовищ. Того дороже - возможность ощутить в собственной руке заржавленный соленой горячей жидкостью нож.
Заслуга мадам Тюссо перед всем прогрессивным человечеством состоит в том, что она наглядно показала относительность различий между настоящим и ненастоящим. Любой политик рано или поздно превращается в восковую куклу. Король немногим отличается от преступника. Имеют значение только мастерство кукольника и то количество настоящих денег, которое мы готовы заплатить за свои иллюзорные страхи и вполне реальные соблазны.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|