Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Дранг нах космос
На главную страницу >>>
  

 

 

Дранг нах космос

Америка обязана этому человеку всеми своими успехами в космосе до 70-го года. Советские ракеты, запустившие в космос cпутник, Лайку и Юрия Гагарина, были сделаны во многом на основе его разработок. Межконтинентальные баллистические ракеты тоже появились благодаря ему.




Знакомьтесь, отец современной космонавтики, крестный отец гонки вооружений, потомственный немецкий аристократ, член НСДАП, офицер СС Вернер Фон Браун.

Великий ученый и гениальный администратор. Неутомимый популяризатор науки. Спортсмен, поэт, путешественник, красавец. Прекрасный семьянин, джентльмен, никогда не теряющий хладнокровия. Именно таким должен быть истинный ариец. Или стопроцентный американец. Точнее, почти стопроцентный - нацистское прошлое иногда всплывало на поверхность и омрачало чествования Героя Америки, человека, выигравшего для американцев космическую гонку и воплотившего Американскую мечту. Но омрачало не всерьез и ненадолго - упреки и обвинения к Фон Брауну не липли. Он просто не обращал на них внимания, продолжая упрямо идти к своей цели - освоению космоса.

Детские шалости и серьезные эксперименты

В 12 лет, вдохновленный экспериментами Макса Вальера и Фрица Фон Опеля, которые приделали ракетный двигатель к автомобилю, Вернер проводит свой первый крупный эксперимент. Он привязывает к тележке полдюжины самых больших ракет от фейерверка, какие только смог найти, и поджигает их. Успех превзошел самые смелые ожидания. Оставляя за собой хвост пламени, тележка с грохотом устремилась вперед. Подоспевшая на место проведения эксперимента полиция сдала юного конструктора на руки отцу.

Годом позже в руки Фон Брауна попадает астрономический журнал с рекламой книги немецкого Циолковского, пионера ракетостроения Хермана Оберта "Ракета к межпланетному пространству". Вернер тут же заказал книгу. Он уже твердо решил строить ракеты.

Окончив школу, Фон Браун осмелился лично познакомиться с Обертом. В тот момент знаменитый ученый пытался на практике доказать преимущество жидкотопливного двигателя перед традиционным твердотопливным. Фон Браун вступил в организованное Обертом Немецкое общество космических путешествий и в свободное от работы на заводе время помогал Оберту в его экспериментах. Несмотря на полное отсутствие финансирования (все материалы закупались на собственные деньги, а запуски проводились на выделенном мэрией Берлина пустыре), ракеты взлетали все выше и выше. В начале 30-х деятельностью общества заинтересовалась немецкая армия.


Ин зе ами нау

Дело в том, что по условиям Версальского договора Германии запрещалось иметь на вооружении крупные гаубицы. Число самолетов тоже было ограничено. Поэтому немецкие военные очень интересовались альтернативными способами доставки смерти на территорию противника. А ракеты, как не существовавшие во времена Версаля, запрещены не были. В 1932-м молодой и честолюбивый капитан Вальтер Дорнбергер был отряжен начальством проверить, можно ли использовать эти игрушки в военных целях.

Большинство членов общества, предчувствуя недоброе, отказалось работать на армию. Но Фон Брауну было все равно на кого работать - лишь бы не мешали строить ракеты. Через несколько месяцев наступил 33-й, к власти пришел Гитлер, и проблемы с деньгами у ракетчиков закончились.


Через Ла-Манш и далее...

1 мая 37-го Фон Браун с командой переезжает в новенький, пахнущий краской ракетный центр Пеенемунде на берегу Балтики и в возрасте 25 лет становится директором огромного института. В тот же день благодарный Вернер вступает в ряды нацистской партии. 1 мая 40-го Фон Браун возобновляет свое членство в СС в младшем офицерском чине унтерштурмфюрера.

Нет, он не был нацистом по убеждениям. ССовскую форму надевал лишь однажды - для торжественной встречи Гимлера. Если что-то могло помочь ему выбить больше денег на исследования, Фон Браун шел на это не задумываясь. Сам он, уже будучи главным конструктором американских ракет, никогда не отрицал и не скрывал свое нацистское прошлое. "Да, я был членом НСДАП и лейтенантом СС, - признавал он. И тут же добавлял: - Но я был обязан".
Тем временем в Пеенемунде кипела работа. Фон Браун создал сначала A-3, а в 42-м, после многочисленных неудачных испытаний, A-4. Эта ракета была чудом инженерной мысли того времени. Она могла нести однотонный заряд, развивала скорость около 6000 километров в час и поражала цели на расстоянии приблизительно 200 километров.

Для сравнения - американцы до конца войны вообще не имели своей ракетной программы. Максимум, чего могла добиться советская команда под руководством Королева и Глушко, - создание ракеты скоростью 900 километров в час и дальностью в 20 километров.

A-4 была первой в мире и почти на 15 лет единственной баллистической ракетой. Гитлер, узнав о ней, пришел в восторг. Несшуюся на громадной скорости ракету никакое тогдашнее устройство не могло вовремя обнаружить. Когда она появлялась на экране радаров, до взрыва оставалось всего несколько секунд. Фюрер назвал ее Оружием возмездия и приказал начать массовое производство.


Взлеты и падения

Мир спасли польские партизаны и британская разведка. Поляки спрятали очередную упавшую на западе их страны испытательную ракету и передали ее по частям британским спецслужбам. Те мгновенно оценили масштаб опасности, и Пеенемунде был подвергнут бомбежкам. Производство ракет в срочном порядке перебазировали в горы, на подземный завод Меттельфорк. Рядом с заводом организовали специальный концлагерь Дора, 27 000 заключенных которого трудились над постройкой ракет для Гитлера. В лагере при производстве ракет погибло почти вдвое больше человек, чем в результате применения этих ракет против Англии.

Первые V-2 упали на Лондон 7-го сентября 44-го, уже после открытия второго фронта. В этот исторический день, по версии самого Брауна и его коллег, он произнес: "Ракета отлично взлетела. Жаль только, приземлилась не на той планете". По версии недоброжелателей Брауна, слова на самом деле были другими: "Мое дело - чтобы ракета взлетела. Где она упадет, уже не мое дело".
Запоздалые бомбардировки Лондона смертоносными ракетами уже не могли изменить хода войны. К концу 44-го Фон Браун понимал, что она проиграна. Примерно в это же время, по официальной американской версии, гестапо арестовывает ученого за "антигосударственные" речи о полетах на Луну, но вскоре выпускает по личному приказанию фюрера.

Фон Браун понимал, что оставаться дальше в Германии опасно. Созвав на совет своих соратников, он предложил им обсудить, кому было бы выгоднее сдаться. Русских все боялись. У англичан и французов, по общему мнению, не было денег на финансирование ракетной программы.

Оставались американцы. Нацисты готовились к переброске ученых поближе к Берлину. Фон Браун тоже готовился. В конце апреля 45-го он со своими сотрудниками и членами их семей (500 человек) перешел линию фронта и 2 мая сдался рядовому американскому пехотинцу. Кроме того, ему удалось перевезти с собой целый железнодорожный состав документов и чертежей. Эта фантастическая история еще ждет своего писателя или режиссера.


Дранг нах космос

Американцы сразу же поняли, какое сокровище попало им в руки. Когда коллег Фон Брауна по партии и СС судили в Нюрнберге, он и его команда оформляли документы на ПМЖ в США и строили для американцев первые ракеты. Нацистское прошлое было быстро и прочно забыто. Тем более что Фон Браун стал последовательным защитником демократии.

А в Европе в это время происходило вот что. Пеенемунде оказался в советской зоне оккупации, но первыми туда вошли американцы. Янки постарались, чтобы советским войскам достались лишь руины. Тем не менее прибывшие на предприятие вскоре после конца войны Королев и Глушко, просто взглянув на руины, поняли, насколько далеко вперед ушли немцы. Был объявлен розыск оставшихся в Германии специалистов. Разработчика нашли только одного - Грётруппа. Зато было обнаружено много производственников.

"Голову" немецкой инженерной мысли американцы успешно эвакуировали в США. Сталину пришлось брать не качеством, а количеством - в СССР вывезли 6000 участников нацистской ракетной программы. К середине 46-го у Союза появились собственные V-2.

В 57-м, после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли американцы дали Фон Брауну карт-бланш. Работавший до этого в несколько стесненных условиях ученый сумел быстро развернуть американскую космическую программу - первый американский спутник отправился в космос всего через 3 месяца после советского. Американцы было успокоились, но тут Советский Союз запустил первого космонавта. Фон Брауну опять пришлось наверстывать упущенное.

На совещании у президента Кеннеди было решено во что бы то ни стало первыми высадиться на Луну. Практической и военной пользы приземление на Луну не имело никакой, но пропагандистский эффект от такого достижения был бы огромен. И если сделать американцев первыми может только немец, пусть это будет немец.

Фон Браун как мог старался произвести на работодателя положительный эффект. Он выступал с лекциями перед политиками и военными. А однажды даже появился в шоу Уолта Диснея. Высокий, красивый, с ослепительной улыбкой, он выглядел как настоящий янки. Сердца народа и политиков были завоеваны быстро. Средства на программу "Аполлон" Фон Браун получил огромные. Получил он наконец и то, чего хотел всегда, - возможность посвятить себя космическим полетам, а не военным или полувоенным запускам.

У Королева же к середине 60-х дела шли неважно. Прототипы лунной ракеты взрывались один за другим. И давнему конкуренту Королева, Челомею, удалось уговорить Хрущева отдать приоритет в советской лунной программе ему. Сделать это было тем легче, что в конструкторком бюро
Челомея работал сын Хрущева Сергей. Королев тем не менее продолжал разработки, но денег ему отпускалось все меньше. С уходом Хрущева Генеральный конструктор вернул было утраченные позиции, но было уже поздно.

Фон Браун идет от одной удачи к другой. В декабре 68-го "Аполло-8" с тремя астронавтами на борту облетает Луну. В марте 69-го от "Аполло-9" отделяется посадочный лунный модуль, пока без астронавтов, делает несколько маневров и пристыковывается обратно к кораблю. В мае 69-го лунный модуль "Аполло-10" маневрирует уже под непосредственным управлением астронавтов, но на Луну не спускается. Наконец, в июле 69-го лунный модуль "Аполло-11" садится на поверхность планеты, и астронавт Нейл Армстронг совершает прогулку по Луне. "Маленький шажок для человека, огромный шаг для человечества".


На свободу с чистой совестью

И вот тогда Фон Браун отправляется сдаваться в немецкое консульство. В Германии уже несколько лет расследуют его причастность к нацистским преступлениям в концлагере Дора. "Теперь я могу попытаться очистить свое имя. Раньше я боялся, что это фатально повредит нашей космической программе", - говорит он соратникам. Вскоре немцы снимают с Фон Брауна все обвинения. Тем не менее он уходит в отставку, уступая дорогу другим. В 1977-м Фон Браун, любимый и уважаемый большинством, презираемый лишь некоторыми, умирает от рака. С его смертью окончательно уходит в прошлое космическая гонка между США и СССР.