|
|
Вселенная одного человека
|
|
|
|
|
Задумывался ли ты когда-нибудь о роли техники в нашей жизни? О том, как она преобразила наш мир, и о блистательном будущем, в котором технический прогресс достигнет неимоверных высот. Эта невообразимая картина чарует и пугает одновременно. Потому что обычный страх перед неизвестным превращается во вселенский ужас, когда речь заходит о месте человека в этой новой реальности.
Осознание того, что мир совсем не таков, каким он выглядит из тесной квартиры многоэтажного дома, и что в нем происходит совсем не то, что показывают по телевидению, - только начало, первый шаг. Этот путь не предназначен для обычных людей, но знать о его существовании необходимо. Далеко не всем под силу выдержать экскурсию в бездну. Такие люди, как Массимо Магрини, не просто способны на это - они зовут нас за собой.
Магрини родился в 1966 году в итальянском городе Люкка, в Тоскании. В Пизанском университете получил ученую степень в компьютерных науках за разработку приложений объектно-ориентированного подхода к музыкальным произведениям. Позже стал экспертом в области аналоговой электроники и обработки цифровых сигналов. В сотрудничестве с Пизанским институтом Национального исследовательского совета (CNUCE/CNR) создал ряд уникального музыкального оборудования и программного обеспечения.
Эти устройства, созданные на основе технологий обработки видео-изображений и инфракрасных сигналов, были использованы для одновременного контроля музыки и компьютерных изображений. Среди них:
- Aerial Painting Hand - устройство, отслеживающее движения рук исполнителя, которые одеты в две разноцветные перчатки. Руки должны находиться в области действия веб-камеры, которая передает сигнал в компьютер, фиксирующий их позиции и жесты, и на основе этой информации одновременно создающий цветные образы на экране и генерирующий музыку;
- Twin Towers - устройство, получающее информацию от движения рук исполнителя. Представляет из себя два набора из четырех инфракрасных сенсоров, которые создают две активные зоны в пространстве в виде башен. Внутри них может быть распознано положение объекта относительно заданных координат - двойной трехмерный джойстик;
- UV-Stick - устройство, состоящее из прямой полой трубки с ультрафиолетовой лампой внутри, двигающейся в зоне действия камеры. Компьютер отслеживает пространственное и угловое положения трубки, используя эти данные затем в управлении музыкой и алгоритмами ее синтеза в реальном времени.
В пятнадцатилетнем возрасте Магрини создал свой первый аналого-цифровой синтезатор. В конце 80-х годов он играл в электронной итальянской группе Jesus Blood, используя собственноручно построенные инструменты. Проект Bad Sector появился в 1992 году как исследование различных способов использования технологий в сфере искусства. Название проекта пришло в буквальном смысле с экрана монитора, это сообщение, которое Магрини видел довольно часто, постоянно работая с гибкими дисками.
Техническая сторона музыки Магрини и его проекта Bad Sector отражает ее внутреннюю сущность - монументальный, технократический, высокотехнологический подход к конструированию звука. Дебютный альбом Ampos появился в 1995 году и был выпущен лэйблом God Factory, недолго просуществовавшего подразделения Staalplaat - яркий, абразивный, расплывающийся по всему частотному спектру эмбиент, горячий шепот голосов, доносящийся со всех сторон и откуда-то изнутри, врезающийся в механистическое многоголосие синтезаторной литургии. Это мрачное размышление на религиозные темы, в котором названия трэков есть "имена бога", выхваченные из бесконечного перечисления.
"Вся работа концентрируется вокруг способности памяти определенным образом фиксировать события в обход сознательной деятельности мозга. Так бывает, когда человек уже не помнит обстоятельства, сопровождавшие этот момент, но помнит свое эмоциональное состояние. Моя задача состоит в том, чтобы восстановить картину в его памяти, используя звук или что-либо еще".
Эта своеобразная коллективная реконструкция сознания достигла своего апогея в альбоме Dolmen Factory. Дольмены - это ритуальные места захоронений эпохи позднего неолита, сохранившиеся на территории нашей страны на Кавказе, разделенные большими вертикальными плитами и прикрытые сверху насыпью. Dolmen Factory состоит из композиций, названия которых включают имена и даты (рождения или смерти?) в диапазоне от 1402 до 1977-го. На фоне вагнерианской электроники, открывающей перед слушателем поистине космическую перспективу, возникают и исчезают образы умерших людей, их голоса зовут друг друга, пытаются преодолеть пространство и время, поселяются в сознании слушателя, принося с собой первородный страх перед неизвестностью, чувство беспомощности и отчаяния. Кроме того, альбом описывает взаимосвязь между Вселенной и человеческой жизнью: когда человек умирает, с его разумом умирает целая вселенная.
"Вообще я не верю в возможность общения между мной и слушателем. Я могу только подвести его к черте, за которой находится понимание концепции свободного творчества. Мне неважно, хорошо ли он слышит голоса: эти слова бессодержательны, так же, как и названия композиций, которые с традиционной точки зрения - набор букв. Итак, основную часть моей задачи слушатель выполняет самостоятельно, и это оптимально, потому что каждый человек преследует разные цели, и мне совсем не хочется копаться в его тайных мыслях".
Альбом Plasma - сценарий фантастического фильма из недалекого прошлого глазами инженеров далекого будущего. Выпущенный лэйблом Old Europa Cafe в 1998 году, он снискал определенную долю признания у любителей традиционной электронной музыки и даже не один раз звучал в московском радиоэфире. Языческий ритуал, история электроники, наука в контексте гуманизма, футурология, космические исследования магнитосферы и пульсаров, микроэлектроника, физика плазменных облаков и индустриализация нашли свое место в концепции альбома, в одной из композиций которого можно даже слышать даже переговоры советских космонавтов экипажа станций "Союз", "Салют" и "Восток".
"Мне нравится все, что связано с техникой, но не до степени фанатизма. Меня интересуют научные открытия и достижения технического прогресса, но главным образом в эстетическом ракурсе. Существует очень много аппаратуры узкого предназначения, обладающей необъяснимым притяжением. Я называю это "побочным эстетическим эффектом" - например, огромные линии электропередачи, возвышающиеся над большими городами. У меня есть коллекция фотографий, на которых они выглядят почти как религиозные скульптуры, памятники электричеству, дающие ясное представление о том, что такое сила и энергия. Я тоже использую много старой техники, модифицированные генераторы и усилители производства 60-х годов, и пытаюсь переопределить их предназначение".
Помимо многотиражной продукции, Bad Sector продолжает выпускать материал на виниле и CD-R очень малым тиражом (например, сборник, составленный из вещей со сборников, Transponder, выпущенный в количестве всего 120 копий).
Небольшая дискография компенсируется многочисленными перформансами, посвященными технологическому видению искусства. На одном из них, Drumechanics (1995), использовались инфракрасные сенсоры, соединенные в виде симметричного орнамента. Движения исполнителя регистрировались этой системой, таким образом формируя медленно меняющийся ритм (генератором звука служила рабочая станция MARS).
Массимо говорит, что его альбомы по своей сущности мало чем отличаются от того, чем он занимается на различных выставках и презентациях, представляя результаты работы, которую он ведет в университете. Например, на фестивале Media-Art-Tec во Флоренции он представлял устройство объемного сканирования: "Я сидел в помещении с белым потолком, освещенным ультрафиолетовым светом. Изображение поверхности потолка, записанное камерой, передавалось в PowerMac, который преобразовывал видеорастр в звуковое поле при помощи специализированной программы обработки".
Студийные записи Bad Sector во многом базируются на шаблонах, созданных при анализе ритуальной и религиозной музыки. В эти очень глубокие и темные звуки внедряются специально записанные или созданные сэмплы, такие, как звуки эхокардиограмм (Dolmen Factory), записи VLF-излучений и сигналов спутников (Plasma), военных объектов (The Harrow), лингвистических программ (Ampos) и многое другое.
"Есть масса тем, которые невозможно исследовать иным путем. Музыка - это оптимальный инструмент для мыслей, образов, эмоций и их воплощения. Главное - эмоциональная окраска звука, но не звук как таковой. Звук всего лишь раздражитель определенных участков мозга, стимулятор его деятельности. Я не верю в возможность создания аналогичного эффекта математическим путем".
Массимо Магрини уже дважды побывал в Москве. Его последний концерт состоялся в рамках фестиваля "Архаика и технология" 17 ноября в клубе "Точка". Это было незабываемое событие, навсегда оставшееся в памяти любителей необычной музыки: в окружении своих загадочных приспособлений Массимо выглядел скорее не как музыкант, а проницательный и деловитый инженер. А его музыка, по меткому выражению одного из присутствовавших, превратила сцену в дискотеку будущего в далеком космосе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|