Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Азбучные истины, или идиоты
На главную страницу >>>
  

 

 

Азбучные истины, или идиоты

Сидит в электричке человек лет четырех, смотрит в окно и чего-то там напевает. Еще он болтает ногами, досаждая этим мамочке, чем-то сильно расстроенной, сидящей напротив.

- Ты прекратишь или нет?

Он прекращает ненадолго, но он же поет, но поезд же идет, как же можно не болтать!

- Смотри, опять испачкал, идиот!

"Идиот" улыбается виновато, потом заискивающе, но на мамочку это не действует. Через некоторое время опять:

- Дрянь бестолковая!

..?!! Но она же его мама, и он поджимает губы и смотрит на меня. А чем я могу помочь ему, я лишь сочувствую ему глазами и вдруг встречаю взгляд мудрейшего человека... Он опускает голову, слушая оскорбления, и вздыхает легко и мирно.

Из цикла "Фрески" Максима Яковлева.



Когда мы делали этот номер, я безвылазно сидел в тихом городе Хельсинки - на финской студии мы озвучивали "Коллекционера". Вечерами получал тексты по "мылу", читал, браковал и хвалил, серфил по Сети по присланным ссылкам и наткнулся вот на этот рассказик.

Родителей не выбирают. Но это единственное, чего мы не можем изменить. Даже если твое самое большое желание сейчас - забыть своих предков как страшный сон и ринуться, свободному, в новую жизнь - это не получится. Если, конечно, ты не хочешь потерять человеческий облик. Если ты не хочешь, чтобы твои дети так же мечтали поскорее забыть о твоем существовании.

Сегодняшний мир устроен так, что каждый из нас становится все более независимым, все более отдельным, непохожим. Человеческая индивидуальность - главная гуманитарная ценность современного общества. Если мы хотим быть цивилизованными людьми, нам приходится учиться держать дистанцию. В Европе и Америке дети не бросают своих родителей. Но они звонят им перед тем, как зайти в гости. Перед вступлением в брак заключается подробный контракт, чтобы,
в случае чего, не иметь друг к другу взаимных претензий. Это очень правильно - у нас нет прав собственности на наших близких.

Любые отношения нужно строить сознательно. Партнера, в отличие от родителей, мы выбираем самостоятельно. На собственном опыте я знаю, что семья обязательно должна начинаться с чувства - это важно. Но со временем чувство становится другим - на первый план выходят уважение, теплота, искренность, защищенность...

Все вышесказанное очень верно - как любая азбучная истина. Руководствуясь ими, можно было бы жить очень хорошо и спокойно. Но человек - существо странное. Неправильное. Ему хочется любви. Хочется думать, что подлинная любовь не считается с обстоятельствами. Что настоящая любовь стоит того, чтобы за нее платить... И человек расплачивается - слезами, нервами, искалеченной судьбой. И чувствует себя идиотом. Идиотом, прожившим настоящую жизнь.
Я думал об этом, когда снимал "Коллекционера": быть живым больно. Но когда болит, ты чувствуешь, что ты есть.

...Они столкнулись у булочной, случайно. Застыли и смотрели друг на друга. Пятнадцать лет были мужем и женой и пять лет как не виделись.

- А ведь хорошо нам было вообщем-то, правда? - Правда… Он опаздывал на поезд, у нее кончался перерыв, они стояли, сомкнувшись лбами. Никто не хотел уходить, и поэтому не уходил. Проехал его поезд и кончился ее перерыв, а они все стояли, уткнувшись лбами, потому что было хорошо. Не говорили. Не плакали. И опять разошлись, боясь обернуться и посмотреть вслед. Я ничего не понимаю в этой жизни.

Мне нравятся рассказы Максима Яковлева. Вам могут нравиться совсем другие рассказы. Но мы останемся ничего не понимающими в этой жизни беспомощными идиотами - если не научимся держать дистанцию. Которую иногда так хочется сократить до минимума.


Юрий Грымов