|
|
Перформанс для новообращенных
|
|
|
|
|
Ты решил писать музыку на компьютере, но не знаешь, с чего начать. Или того хуже, уже давно пытаешься, но никаких видимых успехов не происходит. Попробуем разобраться, в чем дело.
Не стоит сваливать все на отсутствие таланта или непонятность для окружающих. Всему свое время. Для начала воспользуйся уже накопленным и систематизированным опытом. Самое первое и обязательное для всех - это получение необходимой теоретической базы. В отношении музыки - приобретение не модных глянцевых книг с описаниями (help) устаревших программ, а обычного учебника по элементарной теории музыки. А все статьи с технологиями обработки в огромном количестве доступны в Интернете.
Программа, необходимая для записи всего, что ты будешь сочинять, называется компьютерным секвенсором. Современные секвенсоры уже включают в себя разнообразные средства редактирования, обработки и других операций над звуком. Выбирай не самый богатый на возможности, а самый распространенный - легче будет обмениваться опытом и узнавать что-то новенькое. Еще понадобятся диски с семплами, как и любой подходящий программный семплер. Семплы приобретай не любые, а только копии с профессиональных, предназначенных для соответствующего использования.
Следующий шаг заключается в выборе звуковой карты и музыкальной клавиатуры. Обычные мультимедийные карты годятся только для озвучивания игр. Для записи музыки придется купить что-то более существенное. Все звуковые карты в своей конструкции обязательно имеют один или два главных блока. Блок записи/воспроизведения и блок встроенного синтезатора. Синтезатора, естественно, не очень хорошего в дешевых картах и довольно сносного в полупрофессиональных. Если пользуешься семплами, софтовым синтезом или внешним источником звука, то встроенный синтезатор тебе не нужен. Особое внимание следует обратить на характеристики записи/воспроизведения. Именно от них зависит, что ты будешь слышать и с каким качеством и шумом записывать. В настоящее время выпускается множество не слишком дорогих карт с неплохими характеристиками, поспрашивай в форумах, почитай их возможности и выбери подходящую. Но не забудь, она должна поддерживаться производителем, иметь драйверы для современных OC и т. д.
Для "болеющих" синтезом надо сказать, что все встроенные в карты современные синтезаторы, как и недорогие внешние, это лишь хранящиеся в ПЗУ/ОЗУ семплы. Для создания и редактирования звука без финансовых затрат годятся лишь софтовые решения, которые, как уже отмечалось, в звуке не всегда хороши. Но имеют множество параметров, органов управления, которые можно менять, регулировать и т. д.
Музыкальная клавиатура - это основное средство ввода музыкальной информации. Вопреки распространенному в среде начинающих мнению, ее невозможно полноценно заменить имеющейся в распоряжении QWERTY, так же, как и отрисовывать щелчками мышки события в секвенсоре. Основные характеристики клавиатур, которые необходимо учитывать при ее приобретении, таковы: число октав, чувствительность к нажатию, aftertouch и наличие дополнительных органов управления. Число октав - минимум три, гораздо лучше четыре, оптимально пять. Чувствительность к нажатию чаще позиционируется просто, как динамические или пассивные клавиши. При активном варианте именно сила, с которой музыкант давит на клавишу и задает громкость звучащей в этот момент ноты. Соответственно, в случае пассивной клавиатурной механики, с какой бы силой он ни играл, громкость остается одинаковой. Надо ли говорить, какой вариант более предпочтителен?
Не самые главные, но связанные с определенными удобствами характеристики, это aftertouch и наличие/отсутствие дополнительных органов управления звуком. Aftertouch - способность клавиатуры снимать данные с момента нажатия клавиши и до того, как она будет отпущена, чаще всего используется для получения эффекта вибрато. Дополнительные органы управления звуком - это различные кнопки, джойстики, слайдеры и колеса управления сверху или сбоку от клавиатуры.
Существуют специализированные, разработанные для профессиональной исполнительской игры миди-клавиатуры с диапазоном в шесть октав, наличием множества кнопок, жидкокристаллического дисплея и прочих примочек. Цена таких приборов соответствующая. Также есть миди-контроллеры, предназначенные для изменения и регулировки множества параметров в реальном времени, не обладающие какими-либо клавишами вовсе, зато имеющие в арсенале запас ручек, фейдеров, слайдеров, кнопок и т. п. Это тоже вполне приемлемый вариант, особенно для современной музыки; однако не позволяй всему этому съесть твой бюджет на мини-студию - обычная фортепьянная клавиатура как была, так и остается главным средством управления, и без нее тебе придется довольно туго, даже если заиметь множество красивых ручек и кнопок.
Другой вариант - приобретение настоящего бюджетного синтезатора. Бюджетный синтезатор (не путай их с интерактивными домашними синтезаторами т. е. "самоиграйками", качество их звука непригодно для работы) - это специально разработанный прибор для целевой аудитории небольших домашних студий и перформансов. Московская цена подобных игрушек от 450 до 600 у. е., что вполне приемлемо для группы из двух человек. А плюсов много. Прежде всего это независимый от многочисленных капризов программного обеспечения источник довольно качественного звука. Органов управления, конечно, меньше, чем в специализированных миди-контроллерах, но как минимум четыре рукоятки, колеса или фейдера тебе обеспечены. Для начала и этого достаточно.
Подобные не всегда дешевые решения тем не менее выгоднее использования "халявного" пиратского софта. Музыкальное оборудование, в сравнении с компьютерными программами, срок жизни каждой версии которых не более шести месяцев, старению не поддается. А установив очередную свежую версию софта, можно обнаружить конфликт десятка других приложений. Между бесконечными переинсталляциями и погоней за устаревшим "варезом" теряется драгоценное время. Безусловно, без "вареза", пожалуй, нет сегодня доступных домашних студий. Однако если есть возможность заменить программу железом, то ее стоит внимательно рассмотреть. Так как реальные аналоги, в отличие от виртуальных заменителей, если не учитывать их стоимость, выигрывают всегда.
Самое узкое место домашней студии - это аудиомониторы - специальная профессиональная акустика для передачи звука без искажения и обладающая в связи с этим высокой ценой. Зачем это нужно? В процессе различных операций записи, обработки и т. д. аранжировщик, как и звукорежиссер, нуждается в максимально точной картине происходящего. Но вся бытовая техника привносит различные искажения, в связи с чем композиция, звучащая на ней, только на ней звучать и будет. Выхода из такой ситуации может быть два: слушать материал на всем, что может звучать, - компьютерных колонках, наушниках, музыкальном центре, дешевых "мыльницах" с радио и т. д., пытаясь добиться везде одинаковой картины. Или искать, где можно сделать конечную стадию записи на студийной технике. Прочие варианты, как показывает практика, малопригодны.
На чем можно сэкономить? Если ты не зарабатываешь графикой, то однозначно на 15-дюймовом мониторе. Вместо сканера для фоток, джойстика и крутой видеокарты возьми лучше CD-Writer. Далее твои возможности простираются от варианта, который доступен всем, - 200 у. е. (звуковая карта + миди клавиши на три октавы + диски с семплами) до вполне доступного для группы из двух человек - 700 у. е. (профессиональная звуковая карта + клавиши с источником звука + диски с семплами).
Следует отдавать себе отчет в том, что если ты начинаешь с нуля, то пройдет примерно пять лет, прежде чем можно будет говорить о каких-то приемлемых результатах. Так что - терпения тебе и удачи.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|