|
|
Смертельные забавы
|
|
|
|
|
Со смертью случается заигрывать каждому - кто-то перебегает дорогу на красный, кто-то карабкается по отвесным скалам, кто-то создает новые виды супероружия, способного уничтожить всех и вся на планете.
Но все это - только сублимация, реализация подсознательной тяги к смерти. Никто из вышеперечисленных любителей острых ощущений никогда не признается в этом ни себе, ни тем более окружающим. Поэтому люди, сознательно идущие на смерть, да еще и делающие это в виде игры - заслуживают того, чтобы о них знали.
Мяч или голова
Испанцы, высадившиеся на берегу Южной Америки в 1526 году, застали лишь закат Великих империй майя и ацтеков - населенная часть континента была разделена на 16 враждующих друг с другом государств, войны между которыми шли почти беспрерывно. Но было у этих народов и нечто общее: все они - от многочисленных ацтеков и майя до почти неизвестных миштеков, сапотеков и тольтеков - практиковали странную игру в мяч. Это зрелище было очень популярным - помещения, в которых проходили соревнования, вмещали в себя тысячи зрителей и были практически в каждом крупном поселении индейцев! Прямоугольные сооружения с расположенными по бокам пирамидальными платформами (там сидели жрецы, игравшие роль рефери) сохранились и до наших дней - чтобы увидеть их, достаточно побывать в Гватемале, Колумбии или Мексике. Внешне игра казалась вполне мирной - задачей игроков-соперников было сделать так, чтобы мяч из сырого каучука (диаметр его не превышал каких-то 10-13 см) пролетел сквозь одно из двух колец, закрепленных в стене, разделяющей игровую площадку, и упал на половине поля соперников. Единственное ограничение - касаться мяча играющие могли только определенными частями тела (в зависимости от племенной принадлежности игроков список варьировался). Выглядело все очень забавно - эдакий волейбол по-древнеюжноамерикански. Зрители никогда не уходили с матчей разочарованными - всякий раз команды в буквальном смысле бились не на жизнь, а на смерть. И правила нарушать было не принято - за это провинившемуся грозил не горчичник, а казнь. Судьба проигравших была еще хуже - в зависимости от настроения богов (а определяли его жрецы, и оно редко бывало хорошим) кого-то из неудачников, а чаще всего - всю команду, ждала мучительная смерть на жертвенном алтаре - индейские боги обожали человеческую кровь. Может быть, именно поэтому - несмотря на то, что быть принесенным в жертву считалось большой честью и гарантией веселой загробной жизни, - спортсмены старались изо всех сил. Бились они до последнего, разбивая о каменный пол "стадиона" головы, ломая руки и ноги, - лишь бы обсидиановый нож жреца не коснулся их тел, когда игре придет конец.
А победители становились героями - им доставалась самая вкусная еда, самая лучшая одежда, самые красивые девушки, а главное - благосклонность правителей и любовь простого народа. Правда, ненадолго - достаточно было одного проигрыша, чтобы вчерашние кумиры толпы и любимчики фортуны немедленно шли под нож во славу богов. Кстати, именно многовековым существованием этого "кровавого спорта" (самая древняя площадка для игры в мяч построена 1700 лет назад) можно объяснить необычайное мастерство южноамериканских футболистов - генетическая память запрещает им проигрывать, напоминая об участи, которая ждала в подобной ситуации их предков.
Пуля - не дура, дурак - человек
Честь стать родиной второй по известности убийственной игры выпала матушке России - словосочетание "рашн рулет" вот уже много десятков лет является своеобразной trademark нашего государства и занимает достойное место в одном ряду с рашн водкой, рашн баляляйкой, рашн зимой и примкнувшими к ним позже спутником, икрой и перестройкой. Своим появлением эта незатейливая игра обязана двум вещам - револьверу системы Смит энд Вессон, поступившему на вооружение русской императорской армии в 1870 году, и скуке, сморившей офицерский корпус все той же армии в окопах многочисленных русско-турецких войн рубежа XIX и XX веков. Развлечений на переднем крае было явно недостаточно - активные боевые действия велись лишь на 10% линии фронта, а основная часть армии медленно сходила с ума от скуки и ничегонеделания. Тогда-то и появилась на свет пресловутая русская рулетка - игра, где ставкой участника является его жизнь.
Правила русской рулетки
1. В барабан револьвера закладывается одна пуля, шесть гнезд - пустые.
2. Игрок прокручивает барабан и останавливает его в любой момент по своему желанию.
3. После этого он прикладывает дуло к виску и нажимает курок. В зависимости от исхода револьвер передается либо следующему участнику, если выстрела не было, либо присутствующие регистрируют смерть неудачливого игрока.
4. Шансов выжить - 6 к 1, или 86%.
5. Играют добровольно, без всяких материальных ставок.
Идея русской рулетки - фактор внезапной неопределенности - играющего ждет либо смерть, либо жизнь.
Офицеры (а револьверы тогда имелись только у них) стрелялись пачками - ежемесячно в частях императорской армии регистрировалось от 1 до 7 (!) случаев беспричинных, на первый взгляд, самоубийств среди комсостава. Но лишь когда это явление приобрело массовый характер и пули в лоб стали пускать гвардейцы-дворяне, служившие в полках, расквартированных в столице империи, армейское руководство забеспокоилось. За опасную игру можно было поплатиться не только жизнью, но и погонами - полковым судам офицерской чести было предписано жестоко карать тех, кто так бездумно рискует жизнью. Несколько десятков человек, пойманных за игрой в рулетку, были изгнаны из армии, сотни получили взыскания и были отправлены в дальние гарнизоны "на перевоспитание". Но было поздно - джинн вылетел из бутылки. Теперь каждый, кто хотел "рискнуть", мог сделать это без особых усилий - достаточно было обзавестись револьвером и хотя бы одним патроном к нему. Крутнул барабан, приставил дуло к виску и нажал на спуск - вероятность размером в 14% заработать дырку в голове щекотала нервы и адреналинила сильнее, чем наши современные сноуборды и прыжки с парашютом, вместе взятые! Даже переворот, устроенный большевиками в октябре 1917 года, изменивший страну до неузнаваемости, оказался бессилен против русской рулетки. Офицеры Белой Армии играли в нее от безысходности - им, осознававшим свое грядущее поражение, уже нечего было терять. А свежеиспеченные краскомы, в большинстве своем - вчерашние унтеры и рядовые, желали на собственной шкуре испытать, чем же это так любили баловаться их благородия. Коктейль алкоголь + кокаин, которым новые хозяева жизни тоже вовсю не брезговали, пришелся как нельзя кстати - после его приема страх улетучивался и оставался лишь азарт: "пронесет - не пронесет". Отчасти именно поэтому руководство РККА всячески ускоряло принятие на вооружение магазинного пистолета ТТ. И после того как в 1930 году офицеры РККА сменили наганы на "тэтэшки", играть в русскую рулетку стало технически невозможно.
Зато забаву оценили в остальных странах - испытывать судьбу таким рискованным способом стало чуть ли не хорошим тоном среди тех, кого принято называть крутыми парнями без страха и упрека. Для многих потребность в таком риске стала, как это ни парадоксально звучит, жизненной необходимостью. Достаточно посмотреть шедевр режиссера Майкла Чимино, снятый им в 1978 году, фильм "Охотник на оленей" с Де Ниро и Уокеном, чтобы уяснить, к чему приводит эта игра. Сюжет фильма пересказывать бессмысленно - его надо видеть.
Рулетка не собирается исчезать и сегодня - в СМИ то и дело попадаются сообщения вроде этого: "Роковой пулей закончилась для челябинца Н. игра в русскую рулетку. Двенадцать молодых людей "резались" в карты, а затем проигравшему предложили испытать судьбу - вставить в револьвер один патрон и, покрутив барабан, нажать на курок. 27-летний фаталист принял вызов и выстрелом в рот убил себя. Как сообщили в милиции Челябинска, за последние 5 лет подобных историй не случалось". Газета "Труд" oт 17.12.93.
Человек любит риск и даже порой нуждается в нем - с этим утверждением спорить глупо и бессмысленно. Но не менее глупо отдавать свою жизнь ради какой-то минутной встряски, какой бы желанной она ни казалась. Помни - умереть легко, но жить - гораздо интереснее!
Файл
Объяснение жестокого обращения с проигравшими можно найти в Пополь-вух - своде мифов народа майя. Там игра в мяч упоминается как игра богов, в которой состязались божества смерти Болон Тику и два брата-полубога Хун Ахпу и Шбаламке, символизировавшие добро и свет. Согласно Пополь-вух, победить должно добро, поэтому игроки проигравшей команды однозначно ассоциировались с неудачливым богом смерти - их нельзя было не убить. Со временем народы, покоренные майя, переняли у них эту игру, незначительно изменив правила, но оставив неприкосновенным обязательный кровавый финал соревнования. Площадки для игры в мяч до сих пор есть как в поселениях майя (Чичен-Ица), ацтеков (Теночтитлан) и тольтеков (Тула), так и остальных, менее крупных, этнических групп, населявших полуостров Юкатан и прилегающие к нему территории.
***
Последняя upgrade-версия игры со смертью называется "чеченская рулетка", а то, по каким правилам в нее положено играть, вызывает приступ поддержки всех до одной операций против чеченских террористов. Итак, вот они.
1. В барабан револьвера вставляется шесть патронов.
2. "Крупье" по очереди прикладывает дуло к головам семи пленных и жмет на курок.
3. Шансы выжить - 1 к 6, или 14%.
4. Согласие участников на игру не является обязательным.
Идея этой версии игры - развлечение для крупье.
Матч смерти
История поединка между киевской командой "Старт" и сборной Люфтваффе III рейха, состоявшегося 9 августа 1942 года на стадионе оккупированной столицы Украины, обросла за прошедшие десятилетия массой домыслов и легенд. Кто-то считал игроков "Старта" (команда была укомплектована игроками киевского"Динамо"), попавшими в плен во время обороны города или не успевшими покинуть его вместе с частями РККА, предателями, кто-то - героями. Но и те и другие не могут усомниться в главном - футболисты "Старта", приглашенные на игру с одной из сильнейших футбольных команд тогдашней Германии в качестве мальчиков для битья, на глазах тысяч жителей родного города разгромили противника со счетом 5:3! Надо ли говорить, что победа обошлась им дорого. Четверо футболистов - Н. Трусевич, Н. Коротких, И. Кузьменко, А. Клименко - вскоре были отправлены в концлагерь, в пригороде Киева. Через полгода их расстреляли, а сама команда "Старт" была расформирована. Немцы не могли простить нашим парням срыва важного пропагандистского мероприятия - разгром "Старта" на глазах тысяч киевлян, согнанных на стадион под дулами автоматов, должен был стать очередной демонстрацией тотального превосходства сверхчеловеков. К тому же это поражение стало для Люфтваффе уже вторым по счету - за три дня до матча смерти немцы проиграли все тому же "Старту" с позорным счетом 6:1. Ради того, чтобы отомстить "недочеловекам", команда была усилена футболистами других клубов Германии, но и это не помогло: к концу первого тайма счет был 3:1 в пользу "Старта". Судья матча цеплялся к любым мелочам, если дело касалось футболистов "Старта", и закрывал глаза на жесткие действия немцев - судьбу встречи это не изменило: во втором тайме стороны забили друг другу по 2 мяча и фашистские асы остались ни с чем. Кстати, это была восьмая победа киевлян в восьми проведенных ими играх футбольного эрзац-чемпионата Украины, организованного оккупантами, - до этого они разгромили две местных команды и несколько раз утерли нос сборным частей румынского и венгерского гарнизона Киева. Они могли играть спустя рукава, получив взамен относительно спокойную жизнь и даже какие-то привилегии, но честь оказалась для них дороже лишней пайки.
После войны история с матчем смерти стала основой для фильма и книги, где события были переиначены в интересах советской агитмашины, превратившись в красивую сказку о доблестных советских спортсменах. Правда, некоторые игроки "Старта" были осуждены за сотрудничество с оккупантами - именно так суд квалифицировал их участие в том самом киевском матче. Но как бы там ни было, ясно одно - 9 августа 1942 года на газон киевского стадиона вышли люди, которые никогда не торговали своей честью. За это им пришлось пострадать дважды - сначала от рук взбешенных своим проигрышем и их непокорностью фашистов, а потом - от советского суда, обвинившего спортсменов в предательстве. Они сохранили то, что было для них главнее всего, - честь. Им можно позавидовать - это удается немногим.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|