|
|
Новый герой французской музыки
|
|
|
|
|
Янн Тирсен - главная музыкальная сенсация уходящего года. По мнению Эрика Зонка, режиссера картины "Воображаемая жизнь ангелов" (La vie revee des Anges), для которой Тирсен написал саундтрек, настроение, создаваемое его музыкой, смело можно назвать кинематографическим.
Мелодии Тирсена просты и безыскусны, краски очевидны, но каждое движение слегка размыто, слегка не на месте. Это состояние отличает народную музыку, звуки улиц, жизни и смерти от академического, аккуратного холода. Это ощущение, которое нельзя продать, купить или сымитировать. Оно действует на подсознание, что и должна делать киномузыка.
В России его имя теперь накрепко связано с удивительным фильмом "Амели с Монмартра", потребность посмотреть который стала чуть ли не главной темой осенних разговоров. Но эта несомненная удача - далеко не единственный его подвиг. Он шел к славе давно. Причем это был не тяжелый шаг альпиниста, штурмующего гору, и не мелкая суета бездарных табаки, выискивающих свой шанс с черного хода. Он двигался, как вода, не замечающая преград и только громче журчащая на перекатах. Музыка Тирсена не подходит к стандартному прочтению понятий "актуальная" или "современная". Это мелодии, оформленные в акустику, в которых безошибочно определяется французский городской аромат, так же, как за звоном балалаек европеец сразу же представит себе русского на танке. Тирсен пришел к музыке аккордеона, поддержанного струнным квартетом, виброфоном, волнами Мартено и игрушечным пианино через многочисленные музыкальные студии по городам Франции, участие в рок-группах районного пошиба, эксперименты с поп-форматами и экзотическими звучаниями. Но его тянуло именно к музыке для спектаклей и короткометражек.
Его первый фильм "Вальс монстров" (La Valse des Monstres, 1995) уже содержал основные признаки фирменного стиля, своеобразной несопливой романтики. Бодрого, такого бретонского, несколько петушиного взгляда на жизнь. Критики оказались в затруднительном положении и парадоксально определили Тирсена на позицию между Эриком Сати и Нино Рота. Вторая запись Rue des Cascades,1996, с неожиданными оперными влияниями принесла музыке Янна кристально чистое пение Claire Pichet.
Первой заметной вершиной стал фестиваль Transmusicales в Ренне, в котором Янн по приглашению Бернарда Ленуара участвовал вместе с такими великолепными большими музыкантами, как Neil Hannon (The Divine Comedy), Bertrand Cantat (Noir Desir, чью композицию A Ton Etoile ремикшировал в свое время Тирсен) плюс Francoiz Breut, Dominique A. и группы Les Tetes Raides and The Married Monk. Затем последовали успешный альбом Le Phare и мини-альбом Tout est calme, 1999, записанный совместно с группой The Married Monk.
К этому времени Тирсен созрел для большой работы. Пытаясь сохранить форму, за пару лет он отвлекся только на участие в альбомах друзей - Francoiz Breut и Les Tetes Raides. И работал, работал, работал. Получившаяся партитура оказалась грандиозной. Состав привлеченных музыкантов оказался ну очень солидным. В список гостей попали 43 музыканта из Венского cимфонического оркестра, Lisa Germano (ex - Dead Can Dance), Neil Hannon,обязательный струнный квартет, Dominique A., Les Tetes Raides, Sacha Toorop (Zop Hopop), Natacha Regnier, Christian Quermalet (The Married Monk), Marc Sens, Christine Ott и целая коллекция других замечательных музыкантов и певцов. Запись получила название "L'absente". Очевидно, что пока это - наиболее совершенное творение Тирсена. Он, как и положено музыканту нашего времени, достигает успеха на стыке эпох. Он в состоянии свалить в кучу классику и джаз, шансон и фолк и получить на выходе некий чистый продукт, у которого тысяча имен и который своего имени не имеет. Важно, что в этом продукте отсутствует голливудская ухмылка, хотя нет-нет, да и промелькнет грустная галльская полуулыбка.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|