Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - НЕformat
На главную страницу >>>
  

 

 

НЕformat

Идет себе по корявому городу непонятно что с растрепанными волосищами. Сверкает потертыми рваными джинсами и потемневшими феньками по всему телу. Это тот стандартный набор, проявляющийся в сознании при кликании слова "неформал".



Неформал. Приставка "не" сама по себе отчаянно носит оттенок упорного противодействия. Не как все. Не в форме. Не в толпе. Она, как неуклюжий рупор, гласит: не буду жить в формате общества однотипно нацеленных и сугубо унифицированных граждан. Человеческое существо хочет выразиться и выделиться, показать и доказать, что оно совсем не такое, как "вы все". Жить в неформате - значит, никоим образом не зависеть от X, Y, и Z, кем или чем они бы ни оказались.

Тогда становятся далеко и по пистолету кряхтящие взгляды, вдруг и везде врезающиеся в черные дырявые ногти или линялую майку. Курт Кобейн как-то заметил, что у каждого уязвленного чела есть свой Абердин. Место, где только сам человек может противостоять грязи, примитивности и пошлости окружающих его со всех сторон роботов. Так и стараются неформальные пиплы держать себя на достойном уровне.

А некоторые граждане не понимают: они цинично и свысока жалеют инфернального человечка, считая его безнадежно ущербным. "Он же никогда не сможет вернуться в общество!". Как будто оно ему надо. Им, может быть, и нравится эта их убогость.

Откуда, из какой-такой капусты, рождается неформатный стиль существования? Здесь, конечно, нет стопроцентных явлений, но есть кое-какие пустяковые моментики, непримиримо претендующие на роль закономерностей или тенденций. Крайне грубо и далеко не со всех объективных точек зрения видно некоторых обязательных участников протекающего неформального процесса.
Есть, например, выражаясь заносчивыми гражданскими стандартами, дети богатых родителей. Пока старшие наивно сражаются с головной болью по поводу дебетов и кредитов, покинутое дитятко всеми доступными ему способами хаотично пытается обратить на себя внимание. Он принимается навязчиво отрицать любой способ существования, в котором замешаны деньги. Все, что ему нужно, - peace, rock, кайф! Нифер сочтет за несмываемый позор, если его увидят за рулем отцовской Audi, он будет всячески отмахиваться, что гонял на ней на прошлой неделе. Был не я, вам показалось, и вообще - я ее угнал!..

Другой поток - рожденные от утомленных умственным трудом интеллигентов. Опять же, father and mother по кончики волос в работе и даже дома остаются в зауми, не находя времени для общения с дующимися на них детьми. Родителям, за день наглотавшимся разговоров и знаний, трудно оставить себя для отпрысков. Они их не замечают, и ребенок делает все, чтобы его заметили другие.

У такого рода неформалов в квартире тонные залежи редких книг, элитарного кино, авангардных музыкальных записей, модерновых журналов и каталогов. Оставшись со всем этим наедине, начитавшись, насмотревшись и наслушавшись, нифер наполняется аморфной интегральной смесью, дающей ему право чувствовать себя умно и продвинуто по сравнению с попсовыми сверстниками. Добавь немного легкого эпатажа - и ты совсем на высоте! Концептуализм по полной программе.
Тем временем календарь меняется и тонкокожие teens вырастают в тетенек и дяденек. И вот уже взрослый папик в затасканной бандане и косухе наполняет живот дорогим пивом. Собираясь в пугающие граждан стайки харлейщиков, упитанные папики рассекают по городу на световой скорости. Меняю галстук на Harley - протест продолжается!

А вот и мамики - длинноволосые хиппушки - вышагивают на сейшн поседевших рокеров, держа за ручку вступающих в неформальную жизнь дитяток. Там ребенка научат и козу ставить и патлами трясти. Преемственность поколений, так сказать.

Бывает, что заброшенные дети всецело занятых родителей начинают заводить протест ради самого протеста. Тогда они, с одной стороны, ниферы, но с другой - непонятые затравленные одиночки. Дело в том, что внешняя "мишура" предполагает глубокую внутреннюю неординарность во всех ее проявлениях. А ее чаще всего и не хватает. Легко нацепить рваную потертую джинсу, обвешать себя тяжелыми цепями, "пацификами" и "анархиями" - и вперед! Все на тебя смотрят. Ты теперь не серая мышка, затерявшаяся в обыденной массе, а нифер!

Такие потерянные ниферы пялят на себя чего ни попадя. Почти на каждом можно увидеть черную майку с физиономией rock-star, давно намозолившую глаза. Обладатели маек, как правило, делятся на тех, кто все еще верит, что "Курт жив" и на всех остальных. Для реальных ниферов это скорее лохи, чем хоть как-то братья по разуму.

Чтобы не чувствовать свою обделенность, эти лохи время от времени собираются в кучки. Мысли, как и одежда, у них одинаковые - кроме бутылки и угара мало что привлекает. На сейшенах липовые ниферы все больше загоняются от того, что и роком назвать язык не поворачивается. Короче, не уважают они себя и точка!

Так вот и портится крутой ниферский имидж - стиль тех, кто когда-то выбирал запрещенный строгими приказами, а потому сладостный и трепетно ожидаемый underground на подпольных квартирниках.