|
|
Музыка поп
|
|
|
|
|
Они богаты, знамениты, удачливы. О них постоянно пишут всевозможные газеты и журналы, многие мечтают стать такими как они. Они - это звезды российской поп-музыки, или пОпы, как ласково они сами себя называют.
Жизнь российских поп представляется нам счастливой и безмятежной. Но это не так, точнее - не совсем так. Задумывались вы когда-нибудь о том, каким путем дается им их слава и деньги и сколько невзгод и лишений должна вынести отечественная попа, чтобы накопить на четырнадцатиметровый лимузин или на операцию по удалению 20 кг лишнего веса?
Попы раньше
С тоской и с грустью в голосе вспоминают попы, как прекрасно им жилось раньше! Еще 10-15 лет назад писали они свои незатейливые мелодии, накладывали на них какие-нть простецкие тексты (с рифмами: "розы-морозы", "ушла-пришла", "ищу-грущу"), и все - любовь и обожание народа было обеспечено. Да и сами попы отвечали народу тем же. Не только приедут и споют, а еще и фокус покажут, типа "исчезновения". Приезжает, к примеру, в какой-нибудь город на гастроли Женя Белоусов, выходит на сцену, поет четыре песни и бодро уходит за кулисы, якобы переодеться. И действительно переодевается, правда, не за кулисами, а в машине, которая везет его в другой город, на очередной перформанс с песнями, плясками и дежурным фокусом. Обманутые зрители поначалу, конечно, немного повозмущаются, пошумят, но, с другой стороны, чего возмущаться-то? Подумаешь, всего четыре песни спел - зато какие! Или вот еще один фокус, изобретенный незабвенной группой "Ласковый Май". Первопроходцы российского шоу-бизнеса задолго до ученых открыли способ телепортации, то есть мгновенного перемещения во времени и пространстве. Выступают они, к примеру, в Риге... В зале аншлаг, все довольны. Концерт заканчивается, группа покидает сцену и - бац!.. - через пять минут группа "Ласковый Май" начинает концерт во Владивостоке. (А бывало, что и еще в трех разных городах одновременно.) Непонятно, как им это удавалось? Забота о зрителе - вот что подвигало наших поп на демонстрацию бесплатных фокусов! И зритель отвечал им тем же: преданно любил и прощал попам все их маленькие хитропопости. А теперь времена изменились. Сегодня для массовой любви трех аккордов и двух прихлопов недостаточно, а за фокусы и вовсе привлекают к уголовной ответственности. Вот и приходится бедолагам подстраиваться под стремительно меняющуюся музыкальную моду. А это так нелегко.
Прогрессивные попы
Отечественная поп-диаспора привыкла находиться в центре всеобщего внимания. Конечно, они знали, что не все жители страны слушают их песни, что есть и те, кто предпочитает более серьезную и редкую музыку. Но последних всегда было меньше, и поэтому к ним попы относились несерьезно. Но вот ведь засада: начиная с середины 90-х годов жители новой России совершенно перестали обращать внимание на творчество отечественных поп! Появилось большое количество всевозможной музыкальной информации: FM-радиостанции, мэтэвэ, Интернет и новые СМИ, худо-бедно пишущие об актуальных стилях и направлениях. И в этом потоке прогрессивных музыкальных течений наши попы стали тонуть.
Возьмем, например, рэйв-культуру. Среднестатистическая российская попа офигевала, глядя на то, как тощий и некрасивый молодой человек, приставивший к своему сценическому псевдониму приставку dj в течение нескольких часов сводит с ума несколько тысяч молодых людей на танцполе. Разобраться в этом культурологическом феномене попе было весьма сложно, но и отдавать нехилую часть целевой аудитории этим "модникам-выскочкам" было ну никак нельзя. И понеслась...
Первое (и, похоже, единственное), что вынесли попы из всей этой электронно-танцевальной анархии - стало слово "ремикс". И понеслась... Идти на поклон к хорошему ди-джею для попы было стыдно. Типа, что я сам не сумею на свою песню про "Наташку из соседнего подъезда" наложить умц-умц? Начали накладывать. Наложили так убого, что, не выдержав, смирились и попытались-таки заручиться поддержкой классовых врагов по сцене. Первым парнем на деревне стал Филипп Киркоров. Ему настругали столько ремиксов, что их количество оказалось подсчитать сложнее, чем солисток в группе "Стрелки". И вроде все нормально сделал, но все равно - аудитория не молодеет. Тогда Филипп решил стать настоящей модной персоной и светиться на всех модных мероприятиях. На одной из таких тусовок он горестно жаловался модной молодежи на свою нелегкую судьбу. Типа, ребят, вы не подумайте, сам-то я парень ого-го какой модный, вот и кепку ношу козырьком назад, и ремиксы заказываю вам. Просто страна у нас такая, вот и приходится в основном петь про брачные игры зубастых и вислоухих грызунов. Ребята слушали и сочувственно кивали головами. Ну неудобно было сказать ему в глаза, что все его потуги завоевать молодежный рынок ремиксами и модным прикидом - бесполезная трата времени. Но у ребят в карманах лежали хорошие гонорары, которые им платили за эти ремиксы, и смеяться в открытую на Филей было бы просто финансово невыгодно.
Так и не став проводником чего-то нового, наша главная поп-икона совсем растерялась, пытаясь угодить современной молодежи с их дикими представлениями о том, как должна звучать современная музыка, и вместо выпуска очередного альбома ремиксов записала сингл с Машей Распутиной. Это радует, ведь если представить, что было бы, если Филипп решил бы завоевать аудиторию, слушающую хип-хоп, - становится скорее страшно, чем весело.
Зато не растерялся Игорь Николаев. Рэп из-под его пышных усов звучит так сильно, что я просто закрываю глаза. И вижу, как где-нибудь в Бронксе пара чернокожих трудных подростков, услышав ТАКОЕ, крепко сжимают в своих накачанных черных руках бейсбольные биты и, ломая свои розовые ногти, тихо шепчут: Shit, this man fucked us as a pigs!
Танечка Буланова, милая девушка, попевала себе раньше спокойные песенки о любви и ни о чем таком не думала, но коварная мода достала даже ее. Очутившись как-то в прямом эфире MTV, она на голубом глазу заявила, что ее самая любимая группа называется "Гуана Апес". Слышали такую?
Ладно, оставим музыку в покое. На крайняк, можно посмотреть на зарубежных коллег и у них чего-нибудь позаимствовать. Вот Юра Усачев, основная креативная единица проекта "Гости из будущего", на все 100 оправдывает название своего коллектива. Похоже, у Юры есть машина времени, на которой он мотается в прошлое, выискивая в магазинах, торгующих винилом, дэнс-хиты и, возвращаясь обратно, мастерит из них свои шедевры. Умница! Иностранные музыканты - люди небедные и от того, что украденной у них мелодией Юра и Ева введут в экстаз стадион в Сыктывкаре, от них не убудет.
Нарядные попы
С внешним видом все гораздо сложнее. На заре становления отечественного шоу-бизнеса попы по-простецки выходили на сцену в маминых рейтузах, вылив на голову флакон лака для волос, с боем отбитого у младшей сестры. Теперь же по количеству модных магазинов Москва опережает Лондон, и беднягам постоянно приходится выдумывать что-нибудь новое - для того чтобы люди тебя отличили от остальных коллег по песенному цеху.
Постоянные сквозняки во рту у Шуры - не результат падения в детстве с ледяной горки, а способ запомниться как можно большему количеству людей. Правда, в случае с Шурой, его продюсеры немного перестарались: беззубый и в женских колготках он был похож на бабушек, которые сидят у каждого подъезда. Хотя на сегодня парень прошел усиленный курс лечения кокаином, растолстел, вставил зубы и выглядит намного лучше.
Мучения поп - это то, что всегда скрывается продюсерами от широкой публики. Вот на сцене три женщины далеко уже не призывного возраста изображают из себя задорное и молодое девичье трио, поющее песенки о... Любви, конечно! Но так ситуация выглядит из зрительного зала.
Женщины с удовольствием надели бы простые легкие платья и простояли бы неподвижно весь концерт с микрофонами в руке. Но продюсеры понимают: три статичные бабы на сцене - это не то, что хочет видеть юное поколение потребителей поп-продуктов. Для придания пущего динамизма и эротизма выступлению женщин выряжают в коротенькие шортики и узкие топики. Если бы не великое изобретение наших поп - фанера, - зрители были бы обречены весь концерт слушать хлопки, воспроизводимые колебаниями жировых прослоек выступающих на сцене теток. Говорят, что многие поп-дивы, практикующие такой сценический имидж, нарасхват у фирм, впаривающих населению продукты для похудания. Эти рекламные плакаты в метро - горы сала - это "до" и стройная девушка - "после". Фото перед концертом - "до", после - ну, вы поняли...
Попы и деньги
Многих из тех, кто мечтает стать поп-звездой, привлекает в первую очередь возможность жить красиво и богато. Жить в больших квартирах и ездить на дорогих автомобилях. Нормальное желание, но как поют ростовские пацаны из группы "Каста", - "но, всегда есть это е***ое "но"...". Для того чтобы купить кучу безвкусной одежды и абсолютно не подходящий для передвижения по городу лимузин, затрачивается столько сил и здоровья, что подумаешь сто раз - а стоит ли?
Финансовое благополучие поп-звезды целиком и полностью зависит от количества концертов - на продаже пластинок в нашей стране денег не заработаешь. Значит, надо дать как можно больше концертов за как можно меньший промежуток времени. Утром прилетаешь и поешь в мэрии Череповца, днем - на дне города Барнаула, вечером - на корпоративной вечеринке нефтяников Надыма. Эти перелеты ужасно изматывают, несмотря на то что вещей с собой звезды возят немного: два-три сценических костюма и мини-диск с фонограммой. Но это если попа не очень популярная. Настоящие звезды летают редко. Им гораздо проще выйти из подъезда собственного дома, находящегося в центре, и пешком обойти пять-семь клубов, расположенных в пределах Садового кольца.
Для того чтобы не ездить по всяким захолустьям, необходимо всячески стараться не слезать с эфиров популярных каналов и со страниц различных газет и журналов. Очень выгодно пристроиться ведущим на телевидение: и деньги платят, и популярность растет. Жанр, время выхода в эфир и аудитория программы роли не играют - лишь бы показывали. Вот и показывают Николая Баскова, который ведет реал-шоу, в котором несколько семейных пар строят загородный дом. Глядя на упитанного и розовощекого Колю, трудно представить, как он в школе, в синем халатике и в черной беретке, обрабатывает драчевым напильником металлическую болванку на уроке труда. Видимо, Николай комментирует происходящее под пристальным надзором мастеровитых мужиков, которые не вышли рожей или просто не хотят стоять на стройплощадке в белом сюртуке, стряхивая с золотистых локонов грязную древесную стружку. Зато рейтинг какой у передачи, а! Можно потерпеть и потные спины строителей, и надоедливых подмосковных комаров.
Вот как нелегко приходится нашим попам. Разве можно после всего этого назвать их счастливыми людьми? Нет, конечно. Это ж сколько им приходится терпеть невзгод и лишений, для того чтобы постоянно быть в центре нашего внимания...
С другой стороны, есть твердая уверенность, что все эти трудности и разочарования не заставят их сгинуть, оставив нас на растерзание более интересной и прогрессивной музыки. Так что никуда они от нас не денутся, горемыки. Даже если мы очень этого захотим.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|