|
|
Любовь с первой ненависти
|
|
|
|
|
После того как ты узнаешь о существовании Джеральда Джупиттер-Ларсена, звон бьющегося стекла или хруст рвущейся бумаги перестанут быть просто неприятными звуками. Они будут напоминать тебе о постоянном увеличении энтропии (то есть меры беспорядка), о поливолнах, об осколках информации и значении пустоты в природе вещей.
Джупиттер-Ларсен - величайший теоретик разрушения, использующий для пропаганды своей идеи любые средства. Его группа The Haters известна своими разрушительными перформансами, результатом которых являются горы мусора. Шумовое сопровождение акций поражает своим нигилизмом и монотонностью. Источники шума - падающие, бьющиеся, рвущиеся и взрывающиеся предметы, а также различные электронные шумы и диссонансы. Первая пластинка группы, которая так и называлась - The Haters, была рассчитана на ограниченное число прослушиваний: звуковая дорожка, изначально не содержащая никакой записи, была заполнена аморфным веществом, по консистенции близким к неорганической грязи. Масса выскребалась иглой звукоснимателя, вызывая сильный треск в усилительном тракте. Позже это чудо было переиздано на компакт-диске, как и полагается любому бессмертному творению. Прозрачный пластмассовый диск, не содержащий вообще никакого металлического слоя, был помещен в пакетик вместе с небольшим количеством сухой грязи и бумажкой с инструкцией, из которой следовало, что проигрывать диск нужно, растирая грязь по его гладкой поверхности при помощи этой же бумажки.
Каждый новый альбом The Haters, преподносит сюрпризы - например, Ordinarily Nowhere (1995), компакт-диск с просверленными дырками, которые делают попытку его прослушать незабываемым событием. Впрочем, даже те альбомы, которые воспроизводятся техникой, у неподготовленного слушателя в лучшем случае вызовут сильную головную боль.
Первый CD группы, Totimorphous, - обычный альбом, в котором перерывами между композициями служат сами композиции. То есть некоторые из них представляют из себя шум, а некоторые - почти полную или полную тишину, в то время как некоторые перерывы представляют из себя тишину, а некоторые - очень сильный шум. Таким образом, композиции из тишины прерываются шумом, а композиции из шума прерываются тишиной.
Аудиокассета "BEH" - документация перформанса Building Empty Holes, то есть продырявливание круглых отверстий в различных бумажно-картонных изделиях. Вы никогда не воспринимали выражение "компостирование мозгов" буквально? "Главное - не оригинальность, а стойкость и постоянство". Выпуская компакт-диск и кассету под одним названием (Urban Sensitivity), но с совершенно разными записями, группа опережает потенциальных пиратов (если таковые найдутся). Праздник энтропии бесконечен!
Не меньшая изобретательность демонстрируется на их публичных перформансах, во время которых все присутствующие оказываются соучастниками варварских беспорядков, выглядящих со стороны как коллективное помешательство. Самая известная акция состоялась в 1993 году в Сан-Франциско, когда несколько десятков человек оказались заряженными гигантской ионной пушкой до пяти киловольт. Соприкасаясь, люди действовали друг на друга как электрошок. The Haters подтвердили репутацию группы, ненавидящей своих слушателей.
История группы началась более 20 лет назад, когда Джеральд бросил дом и работу, чтобы путешествовать по миру и делать шум. Он просто осуществил свою мечту, которая возникла так давно, как будто он родился с ней. Желание убедить людей в том, что разложение и хаос могут вызывать положительные эмоции, было и остается главным мотивом всей его артистической деятельности.
Даже в совсем детском возрасте Джеральду доставляло большее удовольствие следить за статикой пустого ТВ-экрана, чем смотреть какую-либо телепередачу. Музыка как вид искусства Джеральда совершенно не интересует. Ни на одном его диске вы не найдете даже намека на музыкальность. Только чистый шум.
Чисто внешне, особенно если судить по оформлению альбомов, концепция The Haters близка к идеям дадаизма. Но на самом деле разница очень велика: дадаисты преподносили хаос в виде протеста против упадка и гниения, царящего в обществе. В жизни The Haters беспорядок имеет совсем другое предназначение - это праздник, наслаждение разрушением и распадом, независимо от того, имеют ли они место в обществе, или нет. Если основным субъектом дадаизма является общество, то в творчестве The Haters обществу вообще нет места.
"Не стоит ограничиваться тем делением на мыслимое и немыслимое, которое господствует в обществе. Жизнь слишком коротка, чтобы быть практичным. Настоящее революционное искусство должно быть индифферентным к ценностям того или иного общества. Причем, когда я говорю "общество", я имею в виду и его лидеров, и диссидентов. Иногда так забавно окунуться с головой в общественную жизнь, но быть там постоянно... нет, это просто невозможно".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|