|
|
Проклятая лужа
|
|
|
|
|
В каждом городе имеются заповедные заговоренные места. Будто бесы потешаются над свободной волей человека строить что и где ему вздумается. Места иногда с первого взгляда приветливые и даже симпатичные. Но с первой минуты рождения на них лежит жесточайшее табу. Билетом на эту территорию является потеря разума и собственного сознания.
Лужники - лицо города. Болотный прыщ, превратившийся в задорного юношу. Первое напоминание об удивительно мокром месте относятся ко временам Ивана Грозного. Один берег крутой. Другой - отчаянно низкий. Лужники - производное от слова "лужа". Болото на левом берегу Москвы.
Болото - место гиблое во всех отношениях. Но если верить славянским преданиям, то весьма и весьма обжитое. Болотниками, духами вредными и упертыми, настоящими мастерами подстав.
Так вот на месте современных Лужников всегда происходили нехорошие чудеса. Люди начинали говорить не то что бы неправду, а заведомую ложь. Странники обходили эти склизкие места стороной, а выпившие граждане просто исчезали. Жены теряли лицо и быстро совращались, а мужья в припадке мракобесия вопили не своим голосом. Кстати этот "не свой голос" - вой - является первым признаком помешательства, или замены культурной личности на бесовскую натуру.
Бесы невидимы, но тоже вредны и уперты. Бес тоже живет на болотистой местности. Бес всегда стремится поселиться в человеческом теле и всецело овладеть человеком. После этого нечистик может лишить свою жертву рассудка, толкнуть на преступление, кричать дурным голосом, богохульствовать.
История современных "Лужников" началась уже не с болота. А с преображения помойки. Или - любовно - свалочки. Главным посылом правительства, подписавшим постановление о строительстве самого большого стадиона в стране, явилось желание сделать красиво. Очень хотелось пригласить западных друзей и наглядно продемонстрировать мощь советского государства. Проект был подготовлен всего за 90 дней. Архитекторы получили премию "Ленинского комсомола", а само сооружение впоследствии было признано наисовременнейшим строением своего времени. Строительство шло живенько. Студенты, молодежь, энтузиасты расчищали территорию, кричали бравым голосом и богохульствовали.
"Лужники" построили за рекордные сроки. За 450 дней или за 15 месяцев. Одни важные чиновники пригрозили другим в случае несдачи объекта исключением из партии. Отлучением от груди матери. Чтоб не отлучили - кричали дурным голосом и богохульствовали.
"Лужники" сдали в июле 1956 года. В 1957-м устроили шумное празднество с песнями и плясками - Фестиваль молодежи и студентов. Молодежь съезжалась со всех уголков мира. Улыбалась в камеры и приветственно махала цветами в руках. Это был хороший фестиваль. Цель была достигнута. Гости уехали с фотографиями. На фотографиях - улыбки и цветы.
"Лужники" заняли самое ответственное место в советской воспитательной системе мегачеловека. Человека будущего. Робота по производству мускулов и улыбок. "Лужники" стали заводом по производству клонов. Это называлось спортивный образ жизни. Красивые свободные люди должны демонстрировать абсолютную гармонию души и тела. Легкая атлетика, футбол, фигурное катание. Идеальный человек стоит на первой ступени пьедестала, улыбается и машет в камеру. Без слов. Со слезами счастья на глазах.
"Лужники" тиражировали мечту. Идею о красоте нации. И во всеобщей эйфории казалось, что чисто выбрит, строг и подтянут каждый советский человек. "Лужники" произвели зеркало самообольщения для всего советского народа. В него было приятно смотреть. И ни за что не хотелось от него отрекаться. Это мы стоим на верхней ступени пьедестала и машем руками. Мы, мы, мы...
Архитекторы "Лужников", к слову сказать, тоже были люди непростые. Они были образованы. Подкованы. И смелы. Для производства человека будущего они построили город Солнца. 180 гектаров земли они разделили на сектора.
Само Солнце должна была олицетворять Большая арена. Она в центре креста. Частью креста стали бассейн, Дворец спорта, дорожки, аллеи. Все вместе с высоты птичьего полета прекрасно слагается в форму свастики. Славянский Солнцеворот.
"Лужники" построены по форме и подобию свастики. Древнего символа Солнца и солнечных божеств. Свастика явилась из того древнего мира, где волей Бога являлась свободная воля человека. Она явилась из мира, который как для Третьего рейха, так и для большевиков стал навязчивой идеей светлого будущего.
Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. Так Большая спортивная арена явилась центром мощнейшей психической силы. Внутри этого "колеса обозрения" закалялась воля и рождалось сверхгосподство страны и ее нации.
Использование свастики - дополнительное воздействие на массовое сознание.
Человеческая энергия явилась мощным топливом, способным довезти этот город Солнца до светлого будущего. Если больного человека поставить в центр свастики, то он выздоравливает. Центр свастики в "Лужниках" мог вместить 100 000 человек. Коллективное счастье. Большая спортивная арена - великий трансформатор свободной воли в большое человеческое спасибо. Выдержать такую дозу адреналина не каждому дано. Это превращается в наваждение. Очень хочется плакать, петь, целоваться, орать дурным голосом и богохульствовать.
Но этот город Солнца может вырастить и настоящих героев. Идеальных людей общества. Олимпийцев. Созданием именно такого, непобедимого сорта людей занимались как Третий рейх, так и Советская Россия. И те и другие страдали по одному потерянному раю, куда очень хотелось вернуться.
"Лужники" - город Солнца, построенный, как прообраз древней Олимпии, - стал мощным психическим оружием. Бесстрастным очевидцем человеческого восторга. Он отдавал людям мечту.
Олимпиада-80 явилась показательной страницей истории. Как можно заставить смеяться или плакать весь стадион? Улетел всего лишь плюшевый мишка, созданный художником Чижиковым. А плакали самые закаленные люди мира. В центре свастики человек получает то, чего не смог бы добиться в течение всей жизни.
Пока горит огонь, потенциал силы зрителя увеличивается в 10 раз. Но если неправильно его использовать, эта же сила заставит его деградировать. Делать вещи вовсе ему несвойственные. Или откровенно преступные. Так после первых рок-концертов в "Лужниках" переворачивали автобусы. И наши застенчивые люди блевали прямо в лицо друг другу. Человек с атрофированной волей уже по факту является бесом. А его неуемное веселье - бесовщиной.
После ослепительного взлета - жесткое падение. В собственную реальность.
Падение и кошмар самих "Лужников" состоялся в 1982 году. История стадиона омрачена одной из крупнейших трагедий в истории футбола. "Спартак" проводил ответный матч на кубок УЕФА с голландским "Харлемом". На последних минутах матча зрители уже потянулись к выходу. "Спартак" забил гол. Болельщики бросились назад. На обледенелых ступеньках возникла давка. Около 300 человек погибли. Впервые в мирном городе - на стадионе им. Ленина - мертвые лица. Советские люди узнали об этом спустя семь лет. Бывший генеральный директор не дожил даже до суда. Инфаркт.
Через двадцать дней после трагедии умер Леонид Ильич Брежнев. Так закончился Золотой век Солнечного города. Идеальный самый человечный человек застыл со строгой улыбкой на высоком постаменте. С обратной стороны - большой трамплин, откуда через двадцать лет герой фильма "Москва" совершит изысканное самоубийство.
Закончился век совершенных улыбок. Человек будущего остался в советском прошлом. Но свастика, ради которой хотелось жить и умереть, до сих пор горит на теле Москвы.
Около десятилетия "Лужники" являлись отцом родным малым предпринимателям и челнокам всех полов и расцветок. Вещрынок, как огромное животное, раскинул свои щупальца около центра Золотого города. Он нескромно втюхивал жадным гражданам залежалый турецкий товар. Тайванские трусы и омерзительные китайские пуховики.
Первые покупатели появились в мае 1992 года. А вместе с ними - речевые обороты всех стран СНГ. Шашлыки, бесплатные туалеты и невероятное столпотворение людей в жажде наживы.
"Лужники" опять подарили мечту. Мечту быстрого обогащения. Из грязи в князи. В "Лужниках" под дождем и снегом физически окрепли многие будущие финансисты и экономисты. Многие будущие модели и красавицы, удачно вышедшие замуж, соблазняли мужчин нижним бельем с этого вещевого рынка. Рынок был изначально честный. Грязный, неуемный, крикливый. Здесь было не стыдно. Возникал даже особенный азарт от того, что копошишься в общем дерьме. Вместе со всеми.
Романтичный период рок-музыки вряд ли бы был настолько романтичным без "Лужников". Это мегасвобода визга, писка, пива, колбасы. Сами рок-музыканты недолюбливают "Лужники". После блистательного выступления возможен полный провал по жизни. А после провального концерта в "Луже" подняться практически невозможно. Такова судьба.
Развеселую славу "Лужникам" принесли опустошительные набеги-праздники. Праздник МК, праздник пива, праздник мороженого. Лица соотечественников приободряются от коллективного веселья. Счастливое дебиловатое выражение лица подчеркивается его же красноватым оттенком. Люди - на этих празднествах - презабавные существа. Почти безобидные. С красными поролоновыми носами и ушками стрекозы. Готовы давиться в очередях за тем, что в обычной жизни цены не имеет. За бутербродом с газировкой. Просто так приятно прийти и нагадить в Золотом городе, который когда-то был олицетворением счастья.
"Лужники" помнят других людей. Другие фамилии. Другие игры. На фотографиях в музее спорта. Юрий Гагарин, Фидель Кастро, Валерий Харламов. Запылившиеся кубки и медали, явившиеся залогом счастья - только здесь и сейчас, - до сих пор хранят прикосновение победителей. Медали на груди - такие большие. А под стеклом - такие маленькие. Настоящие документы веры в себя. Важные в единственную минуту всей жизни. А иногда ее подлинная цена.
40 лет "Лужники" исправно делали свое дело. Проводили крупнейшие спортивные мероприятия. И людей считали не тысячами - миллионами. И сидели зрители на трибунах, как миленькие. Охали и ахали. Создавая своими вскриками мощнейшие вибрации победы.
И замирали от сладких словосочетаний - "метание ядра" или "тяжелая атлетика", "стометровка" или "бег с препятствиями". И опять казалось - что это не они, а мы бежим на виду у всей планеты. Бежим легко и непринужденно.
Спортивная эра породила невиданный культ личностей. Харламов, Петров, Михайлов - суперзвезды и поп-идолы. На них ходят. Ими любуются. Не стесняются прилюдно выражать любовь. За чувство приобщения к победе. Ведь это мы сидя у телевизоров в 1972 году сделали канадцев, а значит и весь мир. И канадский корреспондент с киселем и кашей ел свою же газету. За то, что усомнился в наших. И ведь съел - все до единой крошки.
Музей спорта... Тишина и сумерки. Олимпийский мишка нелепо улыбается под стеклом. С высоты лет - наивен и простоват. Как честная улыбка тракториста. Талисман 80-х был выполнен в 10 893 675 копиях. В платочках, штанишках и юбочках. Всего было выпущено 250 видов мишек. В сарафанах с олимпийскими кольцами.
Под его улыбчивыми плюшевыми равнодушными глазами сборная команда СССР завоевала 195 медалей. Жирная ложка дегтя - бойкот Олимпиады "реакционными силами Запада". США, Англия, ФРГ, Япония и т. д.
Но главное - не в них, а в токе олимпийского огня. Огонь несли из Афин. Он был зажжен по всем правилам и древним технологиям. При помощи вогнутого зеркала. 5 тысяч километров несли 5 тысяч спортсменов. По километру. Здесь и сейчас громыхали аккорды гимна Советского Союза. Здесь и сейчас было счастье.
Всего через десятилетие развалится Советский Союз. А вместе с ним сойдет на нет священный трепет огнепоклонничества в "Лужниках". Уйдут в прошлое спартакиады, слава хоккея и футбола. Олимпийским чемпионам выделят пенсии, а "Лужники" возьмутся финансировать сами себя. Причем успешно. "Лужники" - символ веры советского народа: слегка накренился, но выстоял в потливые перестроечные времена.
Сейчас у "Лужников" одна головная и неутоленная боль - газон. Ну не растет трава в феврале под открытым небом - и все тут. Главные люди "Лужников" считали каждую травинку, записывали все дождики и температурный режим. Трава подогревалась снизу. Сверху - парник. Но "Лужники" - не сказка "12 месяцев", и трава урождалась тоненькая, слабенькая и почти неживая.
Так выращенную под теплом человеческих тел сотрудников БСА траву футболисты вытаптывали за первые 15 минут. А дальше поле превращалось в болото. Особенно после дождей.
Выход остался, хоть и рискованный. В мае 2002 года на поле положили искусственное покрытие. Сия красота обошлась в 600-700 тысяч долларов. Гладенькая, упругая, но не живая. Пучки светло-зеленой травки напоминают сетку для овощей. Веселенькая расцветка ничем не выдает ее происхождения.
Так что у "Лужников" появились перспективы. Впервые эти перспективы подтвердили эксперты ФИФА. Они неделю исследовали газон, разве только не ели его. Клочок за клочком они проверяли качества травы. Кидали мячи и поджигали поле. Газон выстоял, как прежде выстаивал весь советский народ. Эксперты ФИФА подписали сертификат, который подтверждает, что БСА "Лужники" сможет принимать отборочные международные матчи.
Это решение несказанно приободрило всех сотрудников "Лужников". Искусственный газон гордо именуется экспериментом, и все, абсолютно все уверены, что разрешение УЕФА на проведение отборочных матчей кубка Европы - дело времени.
"Лужники" - своеобразный полигон для воспитания суперзвезд. Памятники - сами за себя. Женщина с фруктами. Мужчина с рыбой. Бронзовый Ленин. Аллея славы - Яшин, Старостины, Стрельцов, камень Ивану Ярыгину.
Все хорошо. Но легкая примесь паранойи. Эта громадина может жить, пока горит олимпийский огонь. Благо, есть надежда. Благо, проводятся Олимпиады. Москва выставила свою кандидатуру на проведение Олимпийских игр 2012 года.
Выезжая на машине из "Лужников", через минуту упираюсь в Новодевичий монастырь. Мудрое, несуетливое напоминание о вечном. О том, что если верить только в себя, без учета божественного, на это место обязательно придут бесы. Милые, обаятельные, смешливые бесы. Хотя бесы такие же, как люди. А иногда даже неотличимы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|