|
|
Запрещенное искусство
|
|
|
|
|
Художникам всегда не везло. Ну или почти всегда. Каждая эпоха, религия и страна пытались урезать их в правах, запретив рисовать то одно, то другое. Считаемое сакральным, или позорным, или просто недостойным изображения, сразу же возводилось в ранг табу в живописи.
Изображения человека
До сих пор существуют страны, основная религия которых запрещает изображать человека. И то, что естественно для нас, уже привыкших к свободе, - совершенно не является нормой для огромной массы людей, воспитанных в рамках других религиозных конфессий. В исламе, например, запрещено создавать изображения человека - без разницы: будет ли это рисунок или фотография. В иудаизме, кстати сказать, действует аналогичный запрет. Вызвано это было практически одной и той же причиной: не сотвори себе кумира. И это объяснение - первое.
Известно, что многие, особенно сильно увлекающиеся эзотерикой, не любят, когда с них рисуют портреты или лепят скульптуры (маски и прочие муляжи). Представление о неразрывной связи портрета и оригинала существовало очень давно, существует и по сей день. Стоит вспомнить хотя бы пресловутый "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда или, скажем, рассказы Алексея Толстого. Там изображения вообще начинают жить своей жизнью, однако взаимодействуя с человеком - какая-то часть личности переходила в портрет. Люди пытались использовать это в собственных интересах, пытаясь, например, через скульптуру излечить больного (снять с него маску болезни).
Гораздо более известны способы приворожить или навести порчу по фотографии, портрету или даже просто по символичному очертанию фигуры. Именно по фотографиям экстрасенсы определяют, жив ли человек, или уже умер. Вот вам и вторая причина.
Однако сейчас, даже в ортодоксальном исламе, иногда позволительно хранить в доме изображения человека - при условии, что это будет сделано с чисто ознакомительной целью. Это может быть фотография родственника или портрет праведника, если человек желает получить большую информацию о его жизни. С ознакомительной целью можно иметь фотографии преступников, а также фото на документы. Существуют хадисы (хадис - предание, основанное на случае из жизни или изречении Мохаммеда), которые дозволяют изображение человека в ознакомительных целях. Есть предание, рассказывающее, как ангел Джабраил предоставил изображение Айши Пророку Мохаммеду. Айша - одна из жен пророка Мохаммеда, почитаема мусульманами как пророчица.
Говорят, что если человек изображает другого, он возвеличивает себя, считает себя подобным Аллаху, а поэтому считается заблудшим. То есть существует и еще одна причина: нельзя уподоблять себя Богу, творя то же, что сотворил Он.
Лики Господа
Если с изображением человека более или менее понятно, почему же нельзя изображать Бога? К числу религий, наложивших запрет на изображения Господа, принадлежат иудаизм, раннее христианство, и опять же ислам.
Когда заходишь в православный храм, видишь огромное количество образов Бога, святых, ангелов, смотрящих на тебя. Икона - неотъемлемая часть культуры православия. По словам святых отцов и учителей Церкви честь, воздаваемая образу, переходит и на первообраз. Это означает, что, поклоняясь образу Бога, мы поклоняемся Ему Самому. Вы видите? Опять перенос прообраза на образ. Часть святой силы - в изображении. Поклоняясь рассохшейся деревянной дощечке с небольшим количеством красок, поклоняешься непосредственно Богу.
Однако далеко не все религии так считают. В исламе запрещено изображение Бога, в ветхозаветной церкви было запрещено изображение Бога-отца, у иудеев мы также не найдем никаких икон. И даже в Византии, в VIII веке под влиянием магометан и иудеев, считавших невозможным изображение невидимого Бога, на иконопочитание был наложен запрет и, как водится, начались гонения. Вплоть до 787 года, где на Вселенском соборе было восстановлено иконопочитание.
Изобразить Бога невозможно - вот основной довод запрета. Поклоняющиеся иконе поклоняются идолу. Видимо, они отрицают переход божественной силы в изображение.
Женщины - объект желания
Отдельного внимания заслуживают запреты, связанные с женщинами, особенно обнаженными. После выхода на наши экраны фильма японца Сёхэй Имамура "Теплая вода под красным мостом" многие узнали о том, что в Японии до сих пор существует запрет на изображение обнаженной женщины. Да и Европа не отставала по части табу на обнаженное тело. Когда в начале ХХ века Тулуз-Лотрек начал изображать проституток, его картины считались непристойными. Тулуз-Лотрек писал тех, кто являлся символом желания, - певиц и танцовщиц кафешантанов и кабаре, уличных женщин. Его работы были настоящим искусством. Но обыватели видели только запретные образы - танцующие лесбиянки, проститутки в ожидании клиентов, танцовщицы с задранным подолом юбок. Сейчас изображения обнаженных женщин повсеместны, а чиновники пытаются определить, где же заканчивается эротика и начинается табуированное порно. Вряд ли они сумеют ответить на этот вопрос вразумительно. Широко известен запрет на изображение секса, чиновники считают, что секс - это постыдный и недостойный изображения процесс, что его даже и обсуждать не стоит. Изображение секса (а также эрегированных органов) разрешено, пожалуй, только в Индии. Это единственный запрет, где изображение играет второстепенную роль, поскольку табуировано само действие, постыдными считаются даже разговоры о нем при людях. При этом интересно отношение к картинам старых мастеров, изображавших табуированные действия. Они, как правило, дозволены, словно пыль времени стирает желание к изображенному.
В Европе в настоящее время развернута борьба за запрещение рекламы, использующей женщину как сексуальный объект. Пиво, машины, жвачка - практически нет рекламы, в которой бы не показывали женщину, зачастую в полуобнаженном виде. Так был снят рекламный плакат французского производителя одежды La City, где девушка в свитере стоит на коленях рядом с овечкой, подпись же гласит: "Мне нужен свитер". Откровенно говоря, придраться можно практически к любой рекламе. Рекламные агентства усиленно пытаются перенести естественный объект желания - женщину - на продукцию своих клиентов.
Запрещенным оказывается либо самое святое, не поддающееся описанию, а тем более изображению, либо самое низкое - то, что не достойно изображения, нельзя множить запрещенные, греховные вещи. Другими словами, люди отвергают крайности. Должны ли быть запреты на изображения? Мне кажется, что в данном случае можно поставить вопрос по-другому: а должны ли быть вообще запреты? Представим себе мир без цензуры. Станет ли он лучше?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|