|
|
Мы говорим "религия", подразумеваем "табу"
|
|
|
|
|
История религий - это история не только богов, пророков, богов и божков, но, не в последнюю очередь, и история табу.
Что в имени тебе моем
Чуть ли не главным табуированным понятием во всех мировых религиях и культурах стало имя. В первую очередь - имя божества, тотема, но и личные имена тоже. Считалось, что само знание и произнесение имени оказывают воздействие на предмет или существо. У многих народов до сих пор запрещается произносить имена вышестоящих персон, не говоря уже о богах. Имя Бога Яхве древние переписчики Библии писали так, чтобы оно читалось Иегова, - Яхве считалось божественным именем, и никто не мог произносить его вслух. В современном христианстве остался призыв не упоминать имени Божьего всуе. Под именем здесь понимается само слово "Бог", ибо никто, конечно, не станет призывать в свидетели Иегову каждый раз, когда с языка срывается "ей-богу" или "бог с тобой".
А вот древние китайцы уважали имена не только вышестоящих персон, но и свои собственные. Личное имя считалось частью его носителя, и заботились о нем ничуть не меньше, чем о своем материальном теле. В публичном общении личных имен старались избегать, заменяя их терминами родства, титулами и названиями должностей. Ну а на личное имя императора налагалось строжайшее табу. При жизни императора обозначали официальным титулом (т. н. девизом правления), после смерти - посмертным храмовым именем. Так один и тот же маньчжурский император, личное имя которого было Хунли, при жизни был Цяньлуном (по девизу правления), а после смерти превратился в Гао-цзуна Цунь хуан-ди. Впрочем, практикой подмены имен описательными словами и выражениями никого не удивишь и в современном обществе. Все знают, кто такой Профессор толкиенистов, и, наверное, многие на своем собственном опыте встречались с табуированием имен тех, кого особенно любишь. Отсюда медоточивое американское honey или не менее сладкое интернациональное "дорогая".
Мишка, мишка... давай познакомимся
Некоторые животные, особенно те, что ассоциировались с тотемом племени, наделялись сверхъестественными свойствами, схожими с божественными, и, будучи носителями таковых, табуировались - хотя бы в части имени. Урсус, медведь, самое сильное и коварное животное на российских просторах не всегда был медведем (ведающим, где мед), а был существом с названием "бер", бурым (бурным, борющим, буреющим). В нынешней Сибири и современное слово "медведь" предпочитают не говорить. "Хозяин", "дедушка" - вот кем становится Михайло Потапыч, существо, способное, помимо своих контактов с потусторонним миром, например, вырвать плод мальчика из чрева беременной женщины, чтобы не родился на свет будущий охотник.
Не возжелай
Эротофобия, характерная для некоторых религий, возникла не только в качестве "протеста" против многобожия. Например, в земледельческих обществах традиционно изолировали неземледельца от общины, в том числе и сексуально. Считалось, что это было необходимо для сохранения, скажем, пастухом, гончаром, коновалом и мельником (не говоря уже о пасечнике) силы и, следовательно, своего ремесла и статуса. В течение всего пастбищного сезона пастух не должен был жить с женой. Да и вообще пастух вытеснялся с рынка женихов: целый ряд примет пугал девушек браком с пастухом; стать пастушихой было позорно. Нельзя было и женщинам во время месячных посещать пасеки. А пасечнику, чтобы пчелы хорошо велись и рои не улетали, по поверьям, не следует грешить с женою. Отсюда и распространенное поверье, что лучше всего пчелы ведутся у стариков или монахов.
Иудаистское неприятие сексуальной сферы человека в чем-то шло от восприятия своего народа как избранного, поклоняющегося властному и мстительному Богу. В Моисеевом кодексе были перечислены 36 законов, нарушение которых каралось смертью. Из них половина так или иначе имеет отношение к сексуальным отношениям между людьми. Для мужчин, которым не повезло полюбить друг друга, существовало такое установление: "Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них" (Книга Левит, 20:13) Наказанием для мужчин, признанных виновными в мужеложстве, было умерщвление через побиение камнями, самая жестокая казнь, известная у израильтян. Простые же прелюбодеи предавались смерти через гуманное удавление. Между тем женская гомосексуальность как таковая не запрещалась вовсе. Вот такое несколько одностороннее гомосексуальное табу укоренилось в мировоззрении иудео-христианского мира на последующие три тысячелетия.
Большинство религий табуирует и инцест - внутрисемейные сексуальные отношения. Причин этого табу называют много - от отвлеченных (у детей от инцеста вырастут хвосты и рога) до чисто медицинских (при инцесте вероятность наследования семейных заболеваний резко возрастает). В любом случае табуирование инцеста вызвано попыткой избежать нарушения или вовсе - разрушения семейной системы. Но и здесь можно назвать несколько удивительных примеров: на островах Тробиан девушка не может вступать в половую связь с дядей с материнской стороны, но может иметь ее с собственным отцом. У индейцев кубео (Южная Америка) юноша признается совершеннолетним только после того, как совершит половое сношение со своей матерью. Честно хочу сказать, какие при этом существуют табу в племени кубео, мне неизвестно. Фрейдистские идеи об Эдиповом комплексе кубейцам явно не знакомы.
Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе...
Пищевые табу - самые интересные. Уникальное в своем роде пищевое табу распространено в езидизме - религии большей части курдов. Езиды не едят кочанный салат и капусту, ибо, по преданию, в их листьях прячется сатана, замышляющий на объект их поклонения ангела-павлина Мелек-Тауз. Вообще, в отношении табуированности действий и соблюдения разнообразных проявлений чистоты, езиды выделяются особо. Так, если иудеи табуируют имя Бога, то езиды, напротив, никогда не упоминают сатану и даже созвучные с этим именем слова. Более того, они никогда не надевают ничего синего (по-курдски синий - шин, а это созвучно слову "шайтан"). Езидам запрещается сплевывать на землю, так как это может оскорбить сатану, которого они боятся. Дальше отношения езидов с сатаной осложняются еще больше. Как и в иудео-христианской традиции, в езидизме змея считается воплощением сатаны вследствие ее хитрости и мудрости. Вообще, все причины зла езиды усматривают в змеином влиянии - начиная от райского Змея, совратившего Еву. Однако убийство змей в религии табуировано. Нельзя причинить зло даже мертвой змее. А вход в святое место всех езидов - мавзолей Шейха Ады, считающегося основателем конфессии, охраняет каменное изваяние змеи.
Умный человек Зигмунд Фрейд выступил поразительным оптимистом именно в своей работе "Тотем и табу", оценив трепыхания человека между подсознательным и сознательным в себе: "Мы можем без конца подчеркивать, что человеческий разум бессилен в сравнении с человеческими влечениями... Но в этой слабости есть странная особенность: голос разума не громкий, но он не умолкает до тех пор, пока его не услышат. В конце концов после бесчисленных и повторных протестов он добивается своего. Вот один из немногих фактов, позволяющих оптимистически смотреть на будущее человечества".
Ребенок вырастает, делается взрослым и говорит "нельзя" теперь уже своим детям. Существуют табу, и значит, не все позволено.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|