|
|
На нескольких дорожках
|
|
|
|
|
Кто искал музыку в Сети, хотя бы раз, но обязательно сталкивался с файлами с расширениями: mod, s3m, xm и it. Стало быть, и с трекерной музыкой тоже.
"Трекер" - программа, позволяющая записывать и воспроизводить музыку на нескольких дорожках (тpеках), используя при этом только компьютер и оцифрованные звуки - семплы. Они могут быть оцифрованы с разным качеством и требовать хорошей настройки для совместного звучания, но воспроизводятся почти везде. Идея переносить исходные звуки вместе с партитурой вместо одной только партитуры для инструмента и положила начало программам-трекерам. Трекеры записывают файлы, называемые модулями, которые обычно сокращают до MOD. Они содержат информацию о последовательности нот и об используемых в данном модуле семплах. Первые вышедшие в обращение модули имели одну важную особенность. Появившись на компьютерах Amiga, они могли без особых затруднений воспроизводиться на IBM-PC.
Программы-трекеры развивались вместе с возможностями компьютерного железа, но отставали от возможностей студийного оборудования на один шаг. Они были, скорее, средством, с помощью которого можно было утолить собственный композиторский голод. Позже амиговский формат mod сменился чуть более продвинутым s3m. Миниатюрные файлы размером меньше 50 Кб положили начало отдельной ветви трекерного искусства - соревнованиям "кто меньше и лучше". Способность уместить звуки в крошечном файле, да еще сочинить нетленку в четырех каналах высоко ценится (как правило, среди профессионалов, а остальные теряются в догадках, чем так привлекательны шумные 8-битные наигрыши, когда есть CD и особенно MP3).
Практически везде проводились те или иные мероприятия, связанные с локальной демосценой (demoscene.ru) и, в их рамках, трекерные конкурсы. А в глобальном масштабе был MUSIC CONTEST - всемирный интернет-конкурс (musiccontest.org). Последний состоялся в 1998 году. Музыканты выступали в категориях rookie, intermediate, veteran. Интересно, что никакого жюри не было и в помине. Люди сами голосовали за своих любимцев, заполняя специальные формы. Все композиции оценивались по пяти пунктам: оригинальность, композиционная форма, музыкальная техника, качество семплов (или MP3) и наконец, общая привлекательность.
Самым распространенным трекерным форматом начала-середины 90-х был, безусловно, s3m, хотя до качества CD он не дотягивал. В принципе в трекере можно достичь очень пристойного звука и качества. Другой вопрос - зачем и какой ценой? С появлением таких продвинутых форматов, как xm и it, пресловутое, вечно недоступное "качество CD" обернулось другой стороной. Если в начале эры трекеров компьютерная музыка делалась исключительно ради удовольствия, то в конце наметились неизбежные признаки коммерциализации. Само совершенствование программ подталкивало. По сравнению с первыми четырехканальными mod-файлами, возможности xm и it форматов выросли многократно. Интерфейс трекеров также претерпел существенные изменения. Исчезли ограничения на загружаемые семплы, число каналов дошло до 64. Возникло понятие инструмента - единицы составленной из нескольких семплов. Возможности команд управления расширились до возможностей профессиональной студийной техники. В Fast Tracker была встроена даже мини-игра. К чему все это привело? Музыку в трекере сочинять легче не стало, возросло лишь конечное качество модулей признанных мастеров сцены. Наличие бОльших возможностей не означает автоматически лучшего качества, а тем более легкости в его достижении.
Ближе к концу миллениума стало ясно, что музыка на трекерах вытесняется музыкой в MP3. Незадолго до этого совершенствование трекерного инструментария дало ход появлению трекерных лейблов. Использование форматов xm и it позволяло программировать из семплов композиции вполне приемлемого качества. Время, потраченное в трекере, хоть и было больше, чем обычно надо для написания, все же нашлось много энтузиастов, согласных на подобную самоотверженность. Для большей эффективности они объединялись в группы по пять-семь человек. Точкой соприкосновения служила музыкальная политика лейбла, реже - географическая карта. Обладая собственным сайтом, имея централизованное управление и придерживаясь выбранной политики, они снискали любовь своей аудитории. Если все это дополнялось хорошей музыкой - успех был обеспечен. Так, в то время гремел лейбл под названием Destiny. Несколько человек не старше 21 года делали в FT2 трекере хэппи-хардкор композиции высочайшего класса. А вот NoiseMusic (noisemusic.org), зародившись первоначально как трекерный лейбл, перешел на MP3-релизы. Аналогичным образом сложилась судьба и у Kosmic (KFMF) (kosmic.org). Это один из старейших, уважаемых и известнейших трекерных лейблов, о существовании которого знают более 500 тысяч человек по всему миру (теперь на одного больше). Подобные объединения стали неплохим стартом для многих музыкантов. Лучшая команда всех времен и народов Five Musicians (FM) (fm.org/music) не выдержала испытания временем и развалилась прямо в наступившем миллениуме. Это была лучшая электронная музыка в трекерных модулях. Фанк-боги Maniacs of Noise (MON) (maniacsofnoise.nl) в строю и останутся там до последнего.
В целом трекерная сцена после 2000 года живет за счет прошлых деяний. Достижения модно-программного MIDI-строительства естественным образом вытесняют неудобные трекеры навсегда. Но, может, это и к лучшему. Ничего не стоит на месте, все развивается. Кстати, если ты захочешь послушать трекерную музыку, то я категорически не рекомендую пользоваться для этого Winamp. Лучше всего слушать модули прямо в самих трекерах. Для тех, кто предпочитает не возиться с трекерами, есть специальные плееры модулей. Лучшие из них: Xmplayer, Cubic Player и Modplug. Выбирай что нравится.
ФАЙЛ:
Awesome - под этим ником скрывается испанец Виктор Вергара (род. - 1978), по объективному мнению многих считающийся одним из лучших трекерных музыкантов. Список его наград и завоеванных мест на различных компо-music-конкурсах впечатляющ. Вообще, трекерное сообщество абсолютно свободно от стилевых предрассудков: рок, поп, техно - все на равных условиях. Неважно, что за звучание, важно - каких высот в нем ты можешь достичь. Яркий пример сказанному - Awesome. Спокойные и вместе с тем пронзительные мелодии о любви, ритмичные и мелодичные танцевальные стили, бесподобные movie-треки, сочетание старых засемплированных аналоговых тембров и классической европейской школы. В свои 25 этот парень вполне может стать в один ряд с Жарром, Вангелисом и Олдфилдом. "Я иду собственным путем и создаю музыку, которую легко отличить от другой. Я попытался выйти на пределы возможного в трекерной музыке, чтобы добиться наилучшего звучания. Лучший способ зацепить людей своей музыкой - это создавать нечто подлинное".
Виктор начинал с встроенного PC-speaker'а и демо-версии древней программы Tetra Composer. Однако настоящая слава и мастерство к нему пришли с переходом к Fast Tracker II (FT2), мультиканальному трекеру, который разрабатывался три года, имел множество команд редактирования, графический интерфейс, функции создания инструментов и многое другое. Появился он в 1996 году. Тогда же первая композиция Awesome, сочиненная в xm-модуле, One and а Half Life получила первое место на PCMania Module Contest III. Начиная с этого момента, испанец сочинил более пятидесяти блестящих, мастерски исполненных трекерных модулей, включая лучшее его творение - Just Two, написанное за одну ночь.
Помимо высочайших достижений в области мелодической музыки, участия в нескольких игровых проектах в качестве композитора и художника, Виктор выиграл несколько призов как дизайнер графики и в настоящее время работает артдиректором. Всем начинающим композиторам он дает совет: "Я считаю, что лучший путь для изучения новых приемов - это собрать несколько сот музыкальных модулей и учиться у их авторов. Изучай их технику и то, как они используют семплы, как формируют структуру композиции. Это хороший способ".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|