Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Искусство войны
На главную страницу >>>
  

 

 

Искусство войны

Благодаря телевидению мы знаем кучу интересных вещей. Регулярно просматривая новости, криминальную хронику и "Дорожный патруль", мы знаем, как отличить свежий труп от трупа двухдневной давности, на что похож изнасилованный и задушенный двухлетний ребенок и как выглядит обугленная нога. Благодяря телевидению мы знаем, что такое война.



Люди, снимающие кино, тоже живут в этом мире, и на их виллах в специально высчитанных специалистами по фэн-шую местах стоят телевизионные приемники разных фирм и размеров. По этим приемникам люди, снимающие кино, смотрят войну. Война с Ираком 1991 года стала первой в истории человечества телевизионной войной. Теперь войной можно любоваться не выходя из дома - ежедневно, по всем каналам и в прямом эфире. Это привело к подъему военного кино - подъему, который мы можем наблюдать в течение последних нескольких лет не только в Голливуде, но и в нашей стране, где процент военных картин во всей кинопродукции просто неприлично высок.

Только за последний год вышел добрый десяток фильмов про войну - причем фильмов именно первого ряда, потребляющих и приносящих их создателям хорошие деньги: Black Hawk Down, We Were Soldiers, Windtalkers, "Война", "Звезда", "Кукушка". До этого успели прогреметь и Pearl Harbor, и The Patriot, и "В августе 44-го". На этой волне в прокат выпустили даже азиатскую "Илиаду" - тайский суперблокбастер "Войны джунглей". Кстати говоря, Star Wars, если кто не заметил, - это тоже фильм про войну. Начиналось же все со знаменитого спилбергского Saving Private Ryan, который критики долго хвалили за необычайную натуралистичность в изображении войны и старательную имитацию документальных съемок. Критики тоже смотрят телевизор и так же, как и режиссеры, теперь знают, как на самом деле выглядит на экране война.

Разумеется, само по себе военное кино возникло задолго до начала регулярного вещания Си-эн-эн. Два года назад мы весело отпраздновали (а вы пропустили, да?) столетие этого жанра - в далеком 1900-м вышел первый военно-учебный кинофильм "Военная подготовка русской кавалерии". За документальным кино о войне последовало художественное, и в итоге ни одна война двадцатого века не осталась не запечатленной на рулонах целлулоидной пленки.

Любая война является крайне привлекательным материалом для кинематографиста. Война - это карикатура на повседневность, где все человеческие качества и поступки гипертрофированы и необычайно отчетливы. Любовь, смелость, честь, предательство - все это можно показать с помощью минимума художественных средств и добиться при этом максимального эффекта. Человек на войне перестает отвлекаться от главного и становится интересен. Вопрос о смысле жизни заменяется вопросом о смысле смерти и успешно решается. Кроме того, весь военный антураж - оружие, стрельба, взрывы, смерть - всегда очень выигрышно смотрится на экране и, естественно, привлекает зрителя. Любят фильмы о войне и политики: с их помощью они, во-первых, объясняют людям, что те должны думать о войнах прошлого, а во-вторых, ориентируют будущих солдат и работников тыла относительно сражений будущего - кто враг, что с ним надо делать и почему нужно защищать мудрых и честных политиков. Режиссеры, несогласные с текущей политикой и, как следствие, с текущей войной, соответственно снимают фильмы про то, почему они не согласны.

Все вышеизложенное объясняет стабильное присутствие военной тематики в кинематографе последней сотни лет, однако никак не подъем военного кино в конце девяностых. Действительно, все подобные всплески интереса к проблемам войны и мира обычно связаны с крупными (вторая мировая) или же просто очень болезненными для нации войнами (Вьетнам для Соединенных Штатов). При этом фильмы эти, как правило, снимались людьми, которые либо сами пережили эти войны, либо были очень хорошо знакомы со свидетельствами их участников. Исходя из этого, следовало бы ожидать бума военного кинематографа в России, с ее афганской и чеченскими войнами, действительно сильно повлиявшими на нацию. Однако ничего подобного не происходит - афганская тема в отечественном кино остается практически неразработанной, а войны в Чечне вдохновляют наших режиссеров на два с половиной интересных фильма - "Кавказский пленник" Бодрова, "Война" Балабанова да забытое уже невзоровское "Чистилище". Другая половина российских военных фильмов последних лет оказывается посвящена Великой Отечественной - "В августе 44-го", "Звезда" и "Кукушка".

Примерно такое же внимание уделяют войнам современности и в Голливуде. Подавляющее большинство военных картин сегодня посвящается либо второй мировой, либо вьетнамской войне. Достойных американских фильмов про войну с Ираком - столько же, сколько российских про афганскую. Есть, конечно, еще Black Hawk Down Ридли Скотта про события 93-го года в Сомали, однако было бы большим преувеличением сказать, что этот эпизод с гибелью девятнадцати американских солдат (действительно очень тогда болезненный для США, не терпящих потерь среди своих сограждан) продолжает мучить общественность Соединенных Штатов по сей день. И тем более этот эпизод не мучает самого Ридли Скотта - совершенно ясно, что он снимал просто фильм про войну, без оценок и политических деклараций, точно так же, как до этого он снимал фильмы про маньяков и гладиаторов.

То, что происходит сейчас в кинематографе, называется отчуждением войны. Кино про войну начали снимать люди, для которых война - это цветные картинки в телевизоре. Это никоим образом не упрек этим режиссерам и не призыв к ним немедленно взять автоматы и отправиться добровольцами на Вторую Чеченскую. Это констатация факта - мир меняется и вместе с ним меняется наше мировосприятие. Война перестает быть переживанием и становится зрелищем. Я не знаю, хорошо это или плохо и для кого вообще это должно быть плохо-хорошо? Для общества, для искусства, для Лехи Кузнецова из девятой роты?

Есть такая примета - если в народе рождается слишком много мальчиков, значит будет война. Интересно - что происходит с миром, где снимается слишком много военных фильмов?