Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Бремя новостей
На главную страницу >>>
  

 

 

Бремя новостей

Признаками агонии человеческого организма являются затемненное сознание, отсутствие пульса, расстройство дыхания, которое становится неритмичным, поверхностным и судорожным, понижение артериального давления, кожа, которая становится холодной, с бледным или синюшным оттенком. Признаком агонии цивилизации являются телевизионные новости.



Новости - это крайняя степень деградации знания.

Изначально знание понималось как результат познания человеком самого себя, окружающего мира и всей совокупности своих связей с ним. Впоследствии, где-то на рубеже XVIII века, знание стало пониматься как совокупность идей и умений, необходимых для производства определенного продукта. В ХХ веке знание пало до самой низкой из возможных отметок - оно превратилось в новости.

Сегодня мы живем в эпоху новостей. Мы ежедневно читаем, слушаем и смотрим новости, думая, что получаем из них информацию о себе и окружающем мире. Для миллиардов людей новости - это вообще единственный источник подобной информации. Высшая и крайняя форма новостей, где имманентно присущая им пустота достигает максимума, - это телевизионные новости. Практически на каждом канале несколько раз в день выходят выпуски новостей, постоянно получая огромные рейтинги. Более того, существуют всем известные (не будем показывать пальцем) каналы, только новостями и занимающиеся. Совершенно естественно возникает вопрос - что в этом плохого, где зарыты раки, кто убил Лору Палмер и кому это выгодно?

Начнем с конца. Выгодно все это, естественно, самим телеканалам. Именно они старательно поддерживают великий современный миф о важности новостей. Благодаря этому люди, владеющие телевидением, убивают сразу двух жирных похотливых зайцев: во-первых, создается огромная аудитория для рекламодателей - людей приучают несколько раз в день смотреть новости, а это покруче отдачи от любого сериала, а во-вторых, появляется очень действенный инструмент для нежного и вдумчивого промывания мозгов, так как новости (не всегда успешно) притворяются объективным изложением событий и фактов с минимальной их интерпретацией. Для успешного управления большими массами людей всегда необходимо совпадение двух условий: само воздействие не должно осознаваться, но люди должны получать от этого процесса удовольствие. Новости с успехом сочетают в себе то и другое.

Временно зарыв в песочницу топор конспирологии и признав, что вряд ли мировое правительство контролирует с помощью новостей все население Земного Яблока, предположу, что дело здесь все-таки не столько в пропаганде, сколько в банальном удовлетворении спроса подсевших на новости зрителей дилерами-телекомпаниями. Спрос же этот основывается на присущей человеку склонности к подглядыванию. Подобно бледному от стахановской мастурбации подростку, сидящему с биноклем на балконе и жадно следящему за семейной парой в окне дома напротив, которая все никак не хочет начать совокупляться, телезритель подглядывает за целым миром и чувствует свою причастность к большой настоящей жизни, не прекращающейся ни на секунду.

Люди, смотрящие новости, совершенно искренне полагают, что то, о чем им рассказывают, - важно. Человек действительно нуждается в получении информации. Точнее говоря, человек нуждается в знании, но ему постоянно подсовывают некие его суррогаты. Знание второго уровня, знание как технология по крайней мере является честным и выполняет свою функцию, помогая человеку добиться некоего, заранее определенного, результата. Насколько важен этот результат и есть ли вещи важнее его - это уже другие вопросы. Что касается знания третьего уровня, или новостей, то они теоретически призваны давать человеку информацию о состоянии окружающей его среды, с тем чтобы он мог принимать их во внимание и, возможно, влиять на них при достижении своих целей. Однако 99% получаемых телезрителем из новостей сведений не имеют к нему отношения и никак не могут быть им использованы.

При этом тот самый один процент информации, действительно существенный для человека - сколько будет стоить водка или где теперь стоят проститутки, - хоть и доходит до его сведения, но выдается за нечто не очень важное и в любом случае стоящее гораздо ниже в шкале ценностей настоящего гражданина, чем не имеющая к нему, по правде сказать, ровным счетом никакого отношения катастрофа или протокольная встреча на самом что ни на есть высшем уровне. Все это приводит к серьезной деформации мировосприятия и никак не способствует душевному здоровью человечества. Кроме того, набор тем, фигурирующих в новостях, крайне ограничен - в сюжетах меняются только действующие лица, а часто одни и те же сюжеты просто штампуются из года в год. В сущности, нет даже большой необходимости снимать новые кадры - из архивных материалов всего лишь годичной давности, которых, конечно, никто из зрителей уже не помнит, можно превосходным образом делать новые сюжеты, и в той или иной степени это даже изредка практикуется.

Как следствие, мир и происходящие в нем события отчуждаются от человека - так как единственным источником сведений о мире становятся новости, неинтересные и ненужные человеку, то и сам мир становится человеку неинтересен и ненужен, даже если сам человек еще этого не осознает.

Все, сказанное выше относительно содержания новостей, в равной степени относится к любому их носителю - газете, радио или телевидению. Однако, как считал весьма популярный сегодня исследователь масс-медиа Маршалл Маклюэн, контент СМИ не имеет никакого значения. Media is the message (а также, как известно, massage, но мы сейчас не об этом). Телевизионные новости здесь занимают совершенно особую нишу. Они по определению не могут донести до человека никакого знания, ибо являются квинтэссенцией телевидения вообще. Телевидение же характеризуется мозаичностью изображения, складывающегося из множества точек и цветовых пятен, предпочтением, отдаваемым крупному плану перед общим, а также короткому действию перед долгим и отсутствием прямой логической связи между сюжетами, относящимися к разным временам и пространствам.

Информация, поданная подобным способом, не осознается телезрителем, а немедленно сворачивается в некий цельный миф, ибо именно так воспринимали мир первобытные люди. "Каждый мгновенно возникающий телевизионный образ, - писал Маклюэн, - требует от нас, чтобы мы создали замкнутое пространство конвульсивной работой органов чувств, являющейся по существу своему кинетической и тактильной, ибо тактильность - это взаимодействие чувств, а не просто контакт участка кожи с предметом". Таким образом, мир, создаваемый в сознании зрителя новостей, становится замкнутым миром без внутренней логики, но с обилием тактильных ощущений, - то есть с миром, крайне близким к существовавшему в сознании первобытного человека, миром, где нет места знанию.

Наша цивилизация умирает. Внешне все еще выглядит благополучно - сильные молчаливые люди закручивают что-то важное ключом на семнадцать, водят автомобиль "Жигули", пишут тезисы к послезавтрашнему докладу. Но вечером они включают телевизор и, не отрываясь, внимательно смотрят новости чужого и непонятного мира. Мы уже обречены, и вряд ли у нас осталось много времени.

А новостей на сегодня больше нет.