Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - О догматизме и не только
На главную страницу >>>
  

 

 

О догматизме и не только

Пятого декабря в Европе уже вовсю торгуют рождественские ярмарки. Яблоки в глазури, обжигающий глинтвейн, серебристые елочные игрушки - все такое. Можно, конечно, натянуть на рыжую голову красно-белую шапочку и бегать по улицам, распевая "Джингл беллз". А можно плюнуть на все и уехать в Москву. Пятого декабря в Москве начинается фестиваль "АиФ-Другое кино. Новая Догма".




Первый мини-фестиваль фильмов, снятых "догматиками", кинокомпания "Кармен" провела в 1998 году. Тогда вся страна мучилась и наслаждалась, всматриваясь в размытые кадры первых трех фильмов "Догмы": "Торжества", "Идиотов" и "Последней песни Мифуне", выходивших в российский прокат. "Догма" была для нашего зрителя зверем странным, некрасивым и соблазнительным.

Теперь все иначе - Ларса фон Триера упорно зовут шарлатаном, не любить "Догму" считается среди интеллектуалов хорошим тоном, да и сам датский гений давно "завязал" со скандальным манифестом. Тем лучше - есть возможность наконец спокойно посмотреть фильмы взрослых птенцов "Догмы" и попытаться понять, что же в них есть такого, что позволяет считать их самым ярким течением в кинематографе со времен "новой волны".

Из того, что привезли, самый известный фильм - это, бесспорно, "Король жив", уже успевшая выйти на видео история постановки "Короля Лира" посреди мертвых песков. В целом весь фестиваль приурочен к российской премьере "Итальянского для начинающих" - пожалуй, самой успешной картины из второй десятки "Догмы". Датчане тащатся от этой простой истории о том, как в небольшом провинциальном городке кружок по изучению итальянского становится клубом разбитых сердец имени Лоне Шерфиг. Кстати, по случаю премьеры единственная среди "догматиков" женщина-режиссер лично посетит новую Мекку российских любителей арт-хауса - кинозал Центрального дома литераторов. Швейцарская "Увеселительная поездка" ("Догма", оказывается, есть даже там) расскажет, как мальчик Даниэль, влюбившийся в девочку Сандру, решил претворить в жизнь известный тезис Уайльда: "Все убивают то, что любят". "Лихорадка в коттедже" - фильм по классическому рецепту "Торжества": "хоум-видео семейного скандала". Ну а про "Человека-невидимку" читайте отдельно.

Самого Триера в программе нет. И дело не только в том, что он больше не снимает фильмов, отвечающих требованию собственного манифеста. И даже не в том, что нам, собственно говоря, уже все показали прошлой осенью, когда та же "Кармен" вместе с "ИнтерСинема-Арт" и порталом "Киноизм" устроили в Москве "Триеризм". Просто творчество людей, поверивших в идею, всегда интереснее и честнее творчества человека, ее придумавшего.

Отрадно, что скандинавский арт-хаус переживает в нашей стране бум. За последнее время мы посмотрели "Покажи мне любовь" и "Вместе" Лукаса Мудиссона, "Ангелов Вселенной" и "Белых китов" Фридрика Тора Фридрикссона, "Песни со второго этажа" Роя Андерсона, "101 Рейкьявик" Бальтазара Кормакура. А то, что мы не успели посмотреть, можно взять посмотреть на видео в любом прокате. В серии "Другое кино", например, вышли "Королевство" Триера (говорят, скоро выпустят вторую часть знаменитого сериала) и фильмы Фридрикссона (пока только "Ангелы Вселенной", а затем "Белые киты" и "Дети природы").

Если судить по фильмам, о Скандинавии складывается какое-то странное впечатление. Например, совершенно очевидно, что неспроста российские прокатчики арт-хауса столь целеустремленно приобщают нас ко всему скандинавскому. Наверняка в стране троллей и Старшей Эдды их чем-то там напоили, а затем околдовали. Или это на российских прокатчиков так подействовала магия кино?

Мы-то знаем, что ответ на оба вопроса - "да". Но мы никому об этом не скажем.