|
|
Зачарованные, закольцованные
|
|
|
|
|
Поймите меня правильно. Джон Рональд Руэл Толкиен - замечательный писатель. Но это еще не повод писать о фильме "Властелин колец". Рецензии на фильм "Властелин колец" в журнале "Faкел" не будет. Сейчас объясню почему.
"Сияние" Стэнли Кубрика и его "Заводной апельсин" нравятся мне больше, чем книги соответственно Стивена Кинга и Энтони Берджесса. Режиссерская версия оказывается интереснее книги. Кубрик убирает все ненужное, обнажая самый нерв истории. "Сияние" Кинга - заурядная страшилка с привидениями и ожившими львами из парка около отеля "Оверлук". "Сияние" Кубрика - это напряженная экзистенциальная драма, в которой главный герой сражается не с реальными призраками отеля, а с призраками собственного подсознания.
Из "Заводного апельсина" Берджесса Кубрик "выдавил" все "розовые сопли". У Берджесса Алекс понимает, что молодость проходит, ему хочется познакомиться с какой-нибудь devochk'ой, которую можно не только трахать, но и любить. У Кубрика главный герой, осознавший, что снова может совершать жестокие поступки без сопутствующих этому ломок, радостно хохочет. Это финал картины.
Если переформулировать два предыдущих абзаца на языке кибернетики, можно сказать, что "Сияние" и "Заводной апельсин" Кубрика - это новый объем информации. Иными словами, Кубрик создал нечто, отличающееся от оригинала не только по форме, но и по смыслу. Тому, кто читал книгу, будет интересно смотреть фильм именно потому, что фильм и книга - не одно и то же.
Давным-давно, когда в "Новой газете" я делал интервью с переводчиком "Охоты на овец" Дмитрием Ковалениным, он выразил эту же мысль так: "Массовый Писатель смотрит на массы и делает то, что легко УЗНАВАЕМО массами. Массовый Читатель любит читать про то, что он, умничка, и без нас давно знает. Человеку свойственно любить УЗНАВАТЬ больше, чем любить ПОЗНАВАТЬ. Слабость сильнее. Немассовый Писатель заставляет читателей ПОЛЮБИТЬ то, что они еще не знают".
Вот так, почти незаметно, мы и перешли к фильму "Властелин колец". Все ключевые слова названы. Осталось только сказать, что в давнем споре о том, что важнее, форма или содержание, я - за содержание. Как ни крути, "Властелин колец" - изначально коммерческий фильм, кино, не содержащее в себе никакой загадки, ничего авторского, хорошо сработанная пустышка.
Собственно, ничем иным он быть и не мог. "Властелин колец" изначально снимался с оглядкой на армию поклонников Джона Рональда Руэла, которые, собственно, и должны были обеспечить фильму кассовые сборы. Есть в этой голливудской тенденции что-то порочное. Фильмы о Гарри Поттере для поттеристов, фильмы о Ларе Крофт - для поклонников игры Tomb Raider.
Да, "Звездные войны", похоже, теперь снимают для тех сумасшедших, которые недавно добились от английских властей официального признания религии Рыцарей Джедай. В каждом из этих случаев собственно художественные достоинства картины не принимаются пристрастным зрителем во внимание. Имеет значение только одно - соответствие экранизации оригиналу. Не отличие, а сходство.
Сейчас фанаты Толкиена обвиняют режиссера в том, что у хоббитов недостаточно волосатые ноги. Наиболее въедливые зрители разглядели на яблоках наклейки из супермаркета и увидели в кадре с Фродо невидимо как оказавшуюся в Средиземье машину (с полным списком претензий к фильму можно ознакомиться по адресу www.movie-mistakes.com). Страшно даже подумать, в каких смертных грехах обвинили бы режиссера толкиенисты, позволь он себе нечто творческое и уж тем более авторское.
Психологии известен феномен активного меньшинства. Когда меньшинство достаточно активно отстаивает свою позицию, оно может повлиять на мнение большинства. Это, к слову, о признании религии Рыцарей Джедай. Это, к слову, о провозглашении Новой Зеландии, где снимали "Властелина колец" "тем самым" Средиземьем. Это, к слову, о том, что в рейтинге лучших фильмов, которые когда-либо были сняты, на влиятельном сайте IMDB "Властелин колец" вытеснил c первых позиций ВСЕ шедевры мирового кино, уступив только "Крестному отцу".
"Faкел" за отличия, а не за сходства. Мы за объективную оценку художественных достоинств картины. И против коммерчески-массового психоза. А ты уж сам решай, поддержать тебе нашу точку зрения или нет.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|