Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Закрыть глаза и умереть
На главную страницу >>>
  

 

 

Закрыть глаза и умереть

Последний фильм Стенли Кубрика вышел почти два года тому назад. За два года уже столько о фильме говорено-переговорено, что кажется и добавить нечего. И тем не менее... До сих пор неясно о чем этот фильм. Версии самые разные. Одни критики отругали Кубрика за то, что маэстро снял заурядную семейную драму о том, как это плохо и неправильно изменять своей жене. Другие похвалили "старика" за то, что нарушил самое большое табу Голливуда - заставил самых знаменитых актеров играть чуть ли не в "порнухе".

Сам Кубрик, словно предчувствуя, что фильм вызовет, мягко говоря, неодозначную реакцию, предпочел ничего не комментировать. Всей правды о том, что хотел сказать режиссер мы уже не узнаем никогда. Как никогда не узнаем, правда ли это, что каждый кадр фильма переснимался по нескольку десятков раз. По слухам, Кубрик заставлял актеров совершать самые простейшие действия на протяжении десяти, пятнадцати, двадцати дублей, добиваясь какой-то нечеловеческой достоверности. "Во время съемок мы оба были одержимы ревностью и сексом, они были постоянно разлиты вокруг нас. Мы находились в этом состоянии полгода. От этого уже никогда невозможно будет избавиться", - говорила Кидман. Правда это или нет? Кто знает. Кидман и Круз вскоре развелись. Повлияли как-то съемки у Кубрика на это решение или нет - один Кубрик знает.

Итак - факты. Доподлинно известно, что фильм снят по роману модного в начале века писателя Артура Шницлера "Роман снов" о погрязшей в разврате столице Австро-Венгрии. Кстати, именно в то время и именно в Вене появилось учение Фрейда о "либидо", мощнейшей силе, определяющей поведение человека. Более того - именно в то время (двадцатые годы) Эрик фон Штронгейм снимал фильмы вроде "Отмычки дьявола" или "Глупых жен", картины по тем временам откровенно шокирующие, даже развратные.

Мне бы хотелось продолжить сравнение Кубрика с Эриком фон Штронгейм. Картины австрийского режиссера столь же барочны, порочно роскошны, как последний фильм Кубрика. Более того - одна из сюжетных линий - сон Элис, о том, как она занимается сексом с увиденным в холле отеля офицером, - почти целиком заимствован из фильма "Отмычка дьявола". Разница лишь в том, что Биллу Хартфорду (герою Тома Крузу) не пришлось взывать к офицерской чести любовника своей жены, чтобы история о семейной измене не всплыла в высшем обществе. Ну так ведь и предполагаемая измена Элис осталась лишь нереализованной возможностью, одним из искушений, которые Кубрик предлагает своим героям.

По ходу фильма Билл Хартфорд начинает подозревать свою жену в супружеской измене. Им овладевают самые темные чувства - ревность, ненависть. И похоть. Не случайно Билл идет к проститутке и оказывается на таинственной церемонии клуба плейбоев.

Кстати, церемония, которую показывает Кубрик - часть обряда поклонения богине Кали, жене Шивы, которая олицетворяет губительный аспект его божественной энергии. Ведь у секса есть две стороны: темная и светлая. Светлая сторона секса - это любовь. Темная - похоть, ревность, ненависть. И смерть.

Кубрик учит тому, что в человеческих отношениях мысли, сны, фантазии равнозначны поступкам. Мысль об измене - это почти измена. Участники тайного ритуала убивают случайно проговорившегося об их сборищах пианиста. Игра требует жертв.

Едва знакомая с Биллом Хартфордом проститутка не задумываясь предлагает мастеру церемонии свою жизнь вместо Билла Хартфорда, с которым она едва знакома. Она знает правила игры и понимает, что смерть неминуема. Через год, через два, от СПИДа или во время одной из оргий в объятьях какого-нибудь богача-садиста.

Критики недоумевают, почему это фильм Кубрика при наличии в нем откровенно эротических сцен почти пуританский. Да просто режиссер снимал фильм не о том, как мужчины занимаются любовью с женщинами, а о сексе как таковом. В религиозно-философском осмыслении.

Если продолжить сравнение картины "Широко закрытые глаза" с драмами Эрика фон Штронгейма, то можно сказать - для двадцатых годов прошлого (двадцатого века) последняя драма Кубрика - это взрыв атомной бомбы.

Для конца двадцатого века - заурядная семейная драма. Вот только Кубрик для финала, вместо того, чтобы тягостно распутывать сложный психологический узел, вкладывает в уста героини Николь Кидман фразу: "Знаешь, что мы должны сделать прямо сейчас? Потрахаться!"

Клубок распутан!