Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Человек против робота: ты уже проиграл
На главную страницу >>>
  

 

 

Человек против робота: ты уже проиграл

Сознайся, читатель: при слове "робот" в твоем воображении возникает металлический болван с квадратным чайником. Хотя нет - ты ведь смотрел "Терминатора" и знаешь, что роботы говорят по-английски. Но это вовсе не главнoе их достоинствo. Главное - их умище, который уже некуда девать. Искусственный интеллект, он же искин, очень скоро превзойдет человеческий. Вот примерный календарик:




2004: первые школьные учителя - искины
2005: 95% людей не могут отличить, кто из их виртуальных друзей - человек
2006: интерактивные игрушки способны на "эмоциональное" общение с детьми
2007: роботы заменяют людей на фабриках
2010: четверть звезд шоу-бизнеса - компьютерные персонажи
2010: роботы-насекомые используются в военных операциях
2011: большую часть программного обеспечения пишут искины
2012: люди используют "оргазматроны"
2012: люди используют импланты как символ положения в обществе
2012: роботы заменяют людей в домашнем хозяйстве и в больницах
2015: технология распознавания мыслей для создания искусственных снов
2015: для искинов создается своя индустрия развлечений
2017: учителя-искины добиваются лучших результатов, чем учителя-люди
2017: роботы, способные к самодиагностике и самовосстановлению
2018: искин получает Нобелевскую Премию
2020: электронные формы жизни получают некоторые права
2025: в развивающихся странах больше роботов, чем людей
2025: люди используют импланты типа "искусственный мозг"
2030: преступникам имплантируют чипы для контроля эмоций
2030: роботы и физически, и умственно превосходят людей; появление терминаторов


Автор этого календаря - исследователь из British Telecom Ян Пирсон. Похожие прогнозы дает и британский ученый Кевин Уорвик. В книге "Наступление машин: почему миром будут править роботы" Уорвик обещает, что интеллект машин превзойдет человеческий через 10-15 лет. При этом он подчеркивает: роботам вовсе не обязательно быть похожими на людей, чтобы стать господствующей расой на Земле. Соучредитель компании Sun Билл Джой и известный физик Стивен Хоукинг выступили с аналогичными опасениями: искусственный разум с каждым годом прогрессирует, а разум человека - где стоял, там и стоит. Пришло время спросить себя, в чем же мы сильнее.


Тест Тьюринга

В 1950 году математик Алан Тьюринг описал "игру в имитацию", в которой человек получает ответы на свои вопросы в напечатанном виде от кого-то, кто прячется в другой комнате. По ответам нужно угадать, является собеседник человеком или машиной. В середине 90-х некто Лебнер учредил Лебнеровскую премию, пообещав 100.000 долларов и золотую медаль тому, чья программа пройдет тест Тьюринга. Гран-при пока не получил никто.

Тем не менее, искины уже прошли тест Тьюринга. И ключевым моментом тут является не Лебнеровская премия, а комментарий самого Тьюринга: "Нашу игру можно подвергнуть критике на том основании, что в ней человек имеет серьезные преимущества перед машиной". И правда, условия при таком сравнении интеллектов не очень честные: человеческий язык, человеческие вопросы... Ведь если человека заставить говорить на машинном языке - например, перемножать числа - он проиграет любому калькулятору.

Но с развитием Интернета преимущества в тесте Тьюринга заметно сдвинулись в пользу машины. Вспомните ломаный язык чатов, стерильные диалоги по ICQ без начала и конца. Почти машинный язык! Да и вообще, привыкнув к ежедневному сетевому общению с невидимыми собеседниками, часто ли мы задумываемся, машина это или человек? Последствия вполне очевидны. В позапрошлом году студент из Беркли Кевин Фокс выпустил в чаты AOL Instant Messenger программу AOLiza. Алгоритм ничем не отличался от классической "Элизы", созданной в 1966-м: программа просто повторяла реплики собеседника в форме вопроса. Тупая программка, да? Но за две недели Фокс записал более 30 диалогов разных людей с "Элизой". Сейчас в чатах обитают уже десятки, если не сотни роботов. Сексапильные компфетки встречают посетителей сайтов и дают вполне вразумительные ответы о товарах и услугах. Через пять лет, с развитием проектов типа Semantic Web, весь Интернет превратится в огромную тусовку искинов. Вы все еще верите, что вам поможет тест Тьюринга?


По теме:

Лебнеровская премия

Сладкие компфетки: эротический ТОР-10

Тимоти Бернерс-Ли и его Semantic Web

Кто такая ALICE?



Тест Роршаха

В фильме "Короткое замыкание" самый умный робот проявляет свою "интеллектуальность", сообщая, что пятно кетчупа похоже на бабочку. Здесь мы попадаем в ту область науки об искинах, которая называется "Распознавание образов".

Экспертные системы и говорящие боты, которых ловят тестом Тьюринга, обычно создаются путем "программирования сверху". Люди заранее описывают структуру языка (грамматика), отношения объектов (семантика) и вкладывают эти знания в робота. В системах машинного зрения используется иной, "восходящий подход". Знания не записываются - они возникают в процессе обучения нейронных сетей. В результате "знание" оказывается распределено по всей сети в виде коэффициентов связей между тысячами микроскопических узлов. Немудрено, что такой подход к искинам вначале даже высмеивали - но сегодня он даже успешнее "нисходящего". Ботов, которые бы прилично ботали по-человечески, все еще нет. А вот самонаводящаяся ракета, пролетев сотню километров, попадает в цель с точностью до окна: типичное распознавание образов. Правда, сама ракета гибнет, но есть примеры повеселей: в университете Западной Англии разработан робот SlugBot, который охотится на слизней и питается ими. А в Ноттингеме проходит испытания робот-хирург PathFinder. Совмещая виртуальную и реальную картинку мозга пациента, робот может самостоятельно делать операции на мозге, причем гораздо точнее и быстрее, чем человек. А как вам нравятся нейроинтерфейсы проекта Adaptive Brain Interfaces на основе энцефалограмм? Это же настоящая система чтения человеческих мыслей машиной!

Пока речь шла о конкретных, заданных целях распознавания. Но как же интуиция и все эти смутные, но зачастую гениальные ассоциации, которые выдает наш мозг? Есть мнение, что интуиция - это 1% наглости и 99% опыта. Просто зачастую мы и сами не осознаем, каким опытом обладаем - точно так же, как нейронная сеть. Между тем машины уже сегодня могут насобирать о нас огромное количество информации. Хотите узнать, какую фразу чаще всего употребляли в своих романах Стругацкие? Машины уже знают: "Встал и ни на кого не глядя..." А Кевин Уорвик добавляет: "Мы работаем с сетью супермаркетов, которая ведет обширную базу данных о пятидесяти тысячах покупателей, в частности, о товарах, которые купил тот или иной человек. На основе собранной информации можно с большой точностью предсказывать, какие новые товары будут покупать люди. Причем это можно делать прежде, чем даже они сами задумаются об этом".
А вслед за предсказанием - управление. То есть творческая деятельность. Заметьте, речь идет не о дурацких генераторах стихов - это давно делают программы в двадцать строк. Нет, речь идет о создании предметов искусства, которые гарантированно понравятся группе людей. Обсчитывается даже такая вещь, как эмоциональный отклик. В прошлом году в Hewlett-Packard создали компьютерного ди-джея HPDJ, который пишет музыку, отслеживая настроение людей. Каждому посетителю клуба выдается устройство, напоминающее часы. Датчик фиксирует пульс человека и его местонахождение в зале. Искин HPDJ использует полученные данные для создания новых "музыкальных коктейлей", применяя генетический алгоритм с биологической обратной связью. Вначале искин вносит в музыку случайные "мутации" - а затем, отслеживая реакцию людей, выбирает те изменения, которые пришлись людям по вкусу. Ну а уж про то, что компьютерные актрисы вскоре заменят настоящих, и говорить нечего. Электронные, в отличие от живых, доступны 25 часов в сутки. И у них никогда не течет тушь.


По теме:

Робот-слизнеед Slugbot


Робот-мозговед Pathfinder


Нейроитерфейс для чтения мыслей




Тест фон Неймана

В середине 60-х Джон фон Нейман задумал построить компьютер, который умеет размножаться. Первая модель была довольно абстрактна. Допустим, компьютер плавает в неком бульоне, где вокруг плавают ценные детали. В какой-то момент включается программа размножения, и компьютер собирает свою копию, вылавливая детали из бульона. Фон Нейман нашел и подходящий виртуальный бульон - так называемые "клеточные автоматы" (КА). Это "лист в клеточку", где каждая клетка меняет свое состояние в зависимости от состояния соседних клеток. Как доказал фон Нейман, на таких структурах вполне можно построить самовоспроизводящийся вычислитель. Примерно в то же время начались активные опыты с генетическими алгоритмами. Вместо того, чтобы вручную перебирать "правила взаимодействия со средой", исследователи снабжали электронные формы жизни механизмом мутаций. В алгоритм "потомков" вносятся случайные изменения, выжившие программы размножаются дальше. Самым большим океаном для такой электронной эволюции стал Интернет, где в настоящее время открыто (как в играх типа Seaman) или скрытно (как вирусы и боты-шпионы) прогрессируют самые разнообразные формы электронной жизни.

Так что размножение - не вопрос. Вопрос - когда эволюция выведет их из океана на сушу. Самый мрачный вариант - это конечно наноботы. Искусственная жизнь "снизу", с самого молекулярного уровня. Расслабьтесь, этого не будет еще лет тридцать. Второй вариант ближе: в Brandeis University создана программа, которая сама конструирует роботов, предварительно проведя отбор в виртуальной реальности. В программу заложены данные о механическом движении, а также основы автоматизированного производства и алгоритм "отсеивания" неудачников. После того, как программа "выведет" работоспособную модель (600 поколений за несколько дней), ей позволяют собрать реальную версию робота-победителя из пластиковых трубок и моторчиков. К счастью, они пока только ползают. Однако рано радоваться: развившимся в виртуальном океане искинам необязательно обретать тела, чтобы править людьми в современном мире. Им достаточно захватить основные "манипуляторы" - вокзалы, почту, телеграф и так далее. Кроме того, манипуляторами могут работать и люди, зомбированные до нужной степени. Оглянитесь вокруг.

Видите человека, уткнувшегося в монитор? Это он и есть, послушный зомби искинов.


По теме:


Искусственная Жизнь

Live Robots: роботы дерутся

Golem: роботы размножаются



Тест Филиппа Дика

Герой романа "Мечтают ли андроиды об электроовцах" тестирует своих подозреваемых с помощью прибора, в котором нетрудно угадать детектор лжи. Герой задает вопросы, которые должны вызывать не только осмысленный ответ, но и некую биологическую реакцию. Например, в вопросе фигурирует блюдо, приготовленное из человечины. Андроид отвечает, что таких блюд в нормальных ресторанах не подают. Однако у андроида при ответе не собьется дыхание и не расширится зрачок, как у человека.

Кажется, что биологический тест - самый реальный способ отличить человека от искусственного существа. Однако и тут есть большой подвох. Физик Стивен Хоукинг, предупреждая об опасности порабощения человека роботами, предлагает развивать человеко-машинные системы, чтобы заранее сделать машины своими союзниками. А Кевин Уорвик уже ставит такие опыты на себе. Два года назад он вживил себе в руку идентификационный чип, позволявший домашней аппаратуре включаться при приближении хозяина. Теперь Уорвик пошел дальше: новый чип подключен к срединному нерву. Уорвик собирается передавать нервные импульсы на компьютер, записывать их - и передавать обратно, заставляя руку двигаться "по записи". Следующий проект - вживление чипа своей жене для обмена ощущениями: например, оргазмами. Но это еще не все. Все больше людей вживляют себе чипы добровольно, без особых научных амбиций. Как это сделала художница Нэнси Нисбет из Канады, для которой пара имплантов - "символическое выражение связи человека и компьютера". Не исключено, что вскоре возникнет и молодежная мода на такую самомаркировку, вроде моды на татуировки. Почему я так думаю? Потому что в январе на выставке Toy Fair в Лондоне приз "Лучшая игрушка года" был вручен группе роботов Bionicle от Lego.

Все это сводит на нет тест Филипа Дика. Люди сами становятся все больше похожи на роботов. Отличить в таких условиях человека от робота очень непросто. И проблемы уже начались. Больше 20 лет Стив Мэнн, профессор университета Торонто, жил как киборг: в тело его были имплантированы различные датчики, а на голове он носил очки со встроенным дисплеем. Некоторые возможности его системы были поистине уникальны. В частности, в своих очках Мэнн мог "стирать" рекламные стенды на улицах. Компьютерная система Мэнна часто привлекала внимание служб безопасности, однако никаких проблем не было. Но после событий 11 сентября в США люди-роботы стали реальной угрозой. В феврале в аэропорту Ньюфаундленда профессора Мэнна в течение трех дней шмонали так, что часть его уникального компьютерного оборудования (общей стоимостью в 500 тысяч долларов) была повреждена либо утеряна. Во время обыска электроды вырвали из тела, вызвав кровотечение. Некоторые из вырванных имплантов охранники просто бросали на пол. Очки-дисплеи были сданы в багаж и там сломались. Без своей системы ученый не смог нормально передвигаться. В самолет Стива поднимали в инвалидном кресле. Большую часть полета он провел без сознания. Требования адвоката Мэнна возместить ущерб остались без ответа. Человек проиграл войну с роботами.

По теме:

Киборг Кевин Уорвик

Киборг Стив Манн

Полный прогноз Пирсона