|
|
Художественные игры с софтом
|
|
|
|
|
Можно создавать искусство и красоту при помощи компьютеров.
Дональд Е. Кнут
В конце мая в Москве прошел международный фестиваль артистического программного обеспечения "Read_me 1.2", посвященный художественному осмыслению компьютерных программ.
Если объяснять по-простому, то артистическое программное обеспечение представляет собой форменное хулиганство и веселое глумление над обычными программами, возведенными в ранг концептуального искусства. Сюда входят инструкции по перенастройке стандартного софта, а также разные "заплатки" и любого рода "воздействия" на программы, результаты которых незапланированы производителями. К артистическому ПО относятся также и программы, написанные с нуля, но с целями, отличными от обычных, прагматических.
Авторы всех этих артпроектов исходят из следующих положений. Обычно цифровое искусство ассоциируется с цифровыми изображениями и музыкой, а программное обеспечение, управляющее ими, остается, как правило, без должного внимания. Между тем именно программы определяют то, что видит и слышит человек. Если говорить шире, то существует некая культура создания и использования программ, которая навязывает пользователю определенную позицию (творческую, социальную и пр.) и определенный способ мышления. В условиях повсеместной "оцифровки" действительности роль программного обеспечения неизбежно возрастает, соответственно, растет и степень его влияния на жизнь. Люди все больше и больше времени проводят перед монитором, что не может не сказываться на их жизни, языке, мышлении, восприятии мира. Искусство, в своих традиционных формах, волнует их все меньше и меньше. Поэтому один из немногих эффективных способов хоть как-то "достучаться" до человека, проводящего полдня перед экраном монитора, - это "стучать" с той стороны экрана. Другими словами, воздействовать на те программы, с которыми тот имеет дело. Художник, создающий или использующий программное обеспечение "по-другому", способен, хотя бы на время, выбить человека из привычной колеи, заставить взглянуть на привычные вещи иначе.
Художественные игры с софтом - это попытка разрушить привычное восприятие компьютерных программ. Это стремление привнести искусство в сферы, в которых его присутствие изначально не предусмотрено. Это новый способ смотреть на "цифровой мир", перевернув его с ног на голову.
Что конкретно представляют собой артистические программы, можно рассмотреть на примере проектов-победителей фестиваля: DeskSwap, ScreenSaver и Textension.
DeskSwap
DeskSwap - многопользовательский скринсейвер, который обменивается изображениями рабочего стола компьютера пользователя с другими компьютерами. DeskSwap делает скриншот экрана и закачивает его на сервер DeskSwap. Программа имеет два режима обмена десктопами. Первый режим - это прямое соединение, при котором два пользователя обмениваются изображениями рабочих столов друг с другом (при этом оба знают, что они обмениваются изображениями). Второй режим - соединение many to many, когда несколько пользователей обмениваются изображениями, циклично просматривая рабочие столы друг друга. Сравнивая собственный рабочий стол со столами других людей, живущих в разных странах и говорящих на незнакомых языках, - в очередной раз ужасаешься последствиям глобализации, поскольку все до безобразия похоже, люди занимаются на своих компьютерах такой же ерундой, как и ты сам, открыты те же программы, видны те же файлы и папки. Deskswap предлагает возможность своего рода извращенной коммуникации во времена всеобщей отчужденности. Такой вот вуайеризм.
Screen Saver
Screen Saver наиболее интересен в плане осмысления самого понятия софтверного искусства. На первый взгляд, он вообще не является программным обеспечением. Произведение состоит из простой пошаговой инструкции настройки скринсейвера ОС Windows. В результате ее выполнения на мониторе возникает гигантский прямоугольник, медленно передвигающийся из левого угла экрана в правый и обратно, слегка изменяя при этом свой цвет. Своего рода "черный квадрат" цифрового искусства.
Screen Saver, во-первых, показывает, что образец артистического ПО может быть программой, которая не пишется с нуля, но основана на манипуляции, изменении уже существующих программ и которой удается вывернуть их наизнанку без каких-либо особых технологических ухищрений. Произведение просто перепрограммирует Windows без участия профессионального программиста.
Во-вторых, содержащаяся в нем формальная инструкция для переконфигурации сама по себе является программным кодом. Screen Saver демонстрирует, что программы необязательно должны быть созданы с помощью языков программирования, они вполне могут быть результатом переработки, деконструкции доступных кодов.
И наконец - это удачный пример победы пользователя над ограничениями и узкими рамками, установленными производителем - Microsoft.
Textension
Это коллекция 10 творческих вариаций на тему текстового процессора. Вы печатаете слова как, например, в Word'е, но они не выстраиваются в привычные предложения, а сворачиваются кольцами, превращаются в прочие забавные фигуры и разлетаются в стороны. Textension позволяет увидеть, что гипертекст может быть одновременно развлекательным, глубоким и прекрасным, и его функции в этом качестве гораздо более совершенны, чем в большинстве его нынешних применений.
Интересен также проект RetroYou, суть которого в изменении программного кода компьютерных игр таким образом, что, например, обычные гонки превращаются в нечто жуткое - под оглушительный шум на экране кипит мрачное геометрическое месиво. Так автор демонстрирует агрессивно-психоделический характер игровой культуры. Среди прочих творений - вэб-браузер, который показывает внутреннюю структуру сайтов, его код и элементы (Hiperlook); программа, фальсифицирующая информацию, которая имеется о нас в Сети (TraceNoizer); создатель глюков для Windows (WinGluk Builder); браузер, который делает серфинг невозможным из-за того, что трясет посещаемый сайт (Shake.it), и многое другое.
Некоторые работы выходят за пределы собственно программного обеспечения, существуя на стыке виртуальной и обычной реальностей. Наиболее яркий пример - проект ExpeditionBerlin - Улицы как база данных. Вот как описывает проект сам автор. "Однажды утром я проснулся с ощущением, что в моей жизни отсутствует что-то очень важное. Что? Для меня не составляло труда быстро находить информацию в виртуальном пространстве, но с чего начать поиск в реальности, - я не знал. Тогда я решил применить свой опыт общения с поисковыми машинами в Сети на улицах родного города.
Первым делом я известил людей о случившемся со мной. Я создал сайт, на котором спрашивал: "Что же мне искать?" и получил множество ответов. Затем я перенес предложенные мне объекты поиска на картон. Три месяца я ездил автостопом по Берлину, а таблички с надписями "счастье", "смысл" и "вера" служили мне эмоциональными пунктами назначения. С этими табличками - поисковыми запросами - в руках я голосовал на перекрестках города и люди, подбирая меня, становились моими сообщниками и сами начинали искать. Тогда я мог лишь наблюдать путь, который выбирал каждый человек в попытке добраться до пункта назначения. Я - нейтральный свидетель их передвижений. Результат моего поиска - маршруты и разговоры - на сайте ExpeditionBerlin".
Феномен артистического ПО - явление относительно новое, мало изученное, но, похоже, набирающее обороты и довольно интересное. Поэтому вдвойне приятно, что один из первых фестивалей, посвященных артистическим программам, прошел именно в России.
Fакел выражает признательность организаторам фестиваля и лично Сергею Тетерину за приглашение на фестиваль и предоставленные материалы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|