Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Ребятам о зверятах
На главную страницу >>>
  

 

 

Ребятам о зверятах

Эксперты подводят итоги литературного сезона



Литературный чемпионат проходит по системе "осень - весна". Летом сезон заканчивается. Читатели едут в отпуск, прихватив с собой кошельки. Издатели подсчитывают убытки и готовятся к осеннему наступлению. Писатели копят злобу. Критики подводят итоги. Ну как, брат Пушкин? Да все так как-то. В преддверье надвигающейся раздачи цыплят (в сентябре Московская международная книжная ярмарка откроет новый сезон) мы опросили нескольких наиболее выдающихся литературных специалистов, и вот о чем они нам поведали.


Александр Гаврилов,
главный редактор "Книжного обозрения":

Удачный, господа, выдался литературный сезон. Ad Marginem на лихом коне мчится по новой обочине, пыль вьется из-под копыт. В критике - Иван Куликов в "Экслибрисе" с полосой "Нейрофаг" яростней и проницательней любого философа. Мясо худла шкворчит на всех сковородках - каждая кухарка норовит управлять литпроцессом. Кто с перчиком, кто с пивком, кто с заморской травкой - парят романы творческие до занимательности. Герой сезона - Илья Стогоff, кровь и слезы "новой журналистики" по-русски. Русское завтра - Михаил Елизаров, отчаянный флагеллант, хлещущий языком направо и налево, так что брызги летят. А поперек всего - роман пухлогубого норвежца Николая Фробениуса "Застенчивый порнорграф".


Мирослав Немиров,
поэт, автор он-лайн энциклопедии "Все о поэзии":

Совершенено нечего мне сказать об итогах литературного сезона: живу я на отшибе, во всякие ОГИ не хожу, модных новинок не читаю - не из принципа, а из лени: ехать за ними в Библио-Глобус? Мне лень. Принес бы мне кто-нибудь того же Крусанова или Болмата - я бы, конечно, прочел. А так... Можно, конечно, все это прочесть в интернете, но читать с экрана монитора - ищите другого дурака. А распечатывать - слишком много хлопот. Вот если бы кто мне подарил е-буку - вот тогда!.. Или, еще лучше, секретаршу лет девятнадцати, чтобы распечатывала, и все прочее.

Лев Данилкин,
книжный обозреватель журнала "Афиша":

Лучшие издательства - Ad Marginem, "Вагриус", "Лимбус-Пресс". Лучшие периодические издания - "Афиша" и "Русский журнал" при Кузьминском. Коммерчески перспективная литература, подогреваемая "Афишей", скоро станет совсем другой (Акунин, Юзефович, Толстая и Болмат вместо Перумова и Доценко). Лучшие писатели - Шишкин, Болмат, Толстая и Юзефович; если выбирать одного, то Шишкин. Лучшие критики - Метелкина ну и я, конечно. Но вы это не печатайте, критикам не надо судить о критиках, это дурно. Самое вопиющее событие - уход Кузьминского из "Русского журнала" (www.russ.ru).


Дмитрий Ольшанский,
литературный обозреватель "Независимой газеты":

Что радует. Трилогия Леонида Юзефовича - "Костюм арлекина", "Дом свиданий" и "Князь ветра". Это затейливо написанная, старомодная, сентиментальная, одним словом, замечательная литература. "Как нужно жить, чтоб быть любимым" Дмитрия Воденникова - лучший поэтический сборник за год. Закономерно хороши три книги Татьяны Толстой, глупые и гениальные одновременно мемуары Э. Лимонова "Книга мертвых", а также проза Д. А. Пригова. Лучшие издательства - "Независимая газета", НЛО и "Иностранка". Герой года - лично Мирослав Немиров, матершинник, западник и великий поэт.

Что огорчает. Издательство "Амфора", клерки которого приторговывают собственными бездарными романами "под Павича" и спекулируют на смрадных праворадикальных идеях, плюс издательство "Захаров", чьи фавориты вообще не умеют писать. Детективы Хольма ван Зайчика - убожество как в стилистическом, так и в сюжетном отношении. Удручает проза В. Курицына, бывшего хорошего критика, а ныне плохого писателя. Огорчает издательство Ad Marginem, некогда выпускавшее философию, а теперь переключившееся на маргинальных графоманов вроде Болмата и Баяна Ширянова. Разочаровывают поэтический союз "Вавилон", наводнивший Москву и клуб ОГИ плохой поэзией бормочущих длинноволосых бомжей, премия "Дебют", врученная хамоватым призывникам, уголовные клички которых даже вспоминать лень, и, наконец, Борис Акунин, стандартный, как реклама прокладок.


Аделаида Метелкина,
бывший обозреватель "Русского журнала", временно безработная:

Э-э-э-э...


Дмитрий Бавильский,
член жюри литературной премии "Дебют":

Самым заметным явлением стала книжная серия "Наша марка" издательства "Амфора". Правда, сейчас темпы "Марки" снизились, но, тем не менее, отрадно постоянное пополнение библиотеки хорошими книжками отечественного производства. Отрадны также серийные проекты, которые регулярно поставляют качественную западную фикшн. Это серия Biblioteka stylorum издательства "Азбука", "Мастера. Современная проза", которую ведет АСТ, и деятельность издательства "Торнтон и Сагден".

Самыми заметными для меня книжками последнего времени стали новые сборники Андрея Левкина, избранное Аркадия Драгомощенко, новые и вновь изданные романы Ольги Славниковой. Самыми интересными проектами последнего времени были колонка Аделаиды Метелкиной, преждевременно скончавшаяся в недрах "Русского журнала", обновление интернетовского магазина "Озон" и новый большой труд Александра Солженицына "Двести лет вместе". Еще можно отметить колонку Александра Агеева в "Русском журнале" и присуждение "Букера" неправильному во всех отношениях роману Михаила Шишкина "Взятие Измаила".
Лучший поэт - Глеб Шульпяков, чье большое избранное вот-вот выходит в издательстве "Независимая газета", лучший драматург - коллективный "Коляда", птенцы гнезда которого интересно работают с "современным материалом", о лучшем критике умолчим.


Иван Куликов,
ведущий полосы "Нейрофаг" в газете Ex Libris:

Главное - это арест Эдуарда Лимонова. Известный писатель, интеллектуал, просто яркая личность попадает в чудовищные жернова СИЗО по вздорным обвинениям и - ноль реакции арт-бомонда. Речь не о том, согласен ты с Лимоновым, или не согласен, любишь ты его, или не любишь, дело даже не в пресловутой профессиональной солидарности: общее молчание - вот, что настораживает. Не понятно, чего здесь больше: равнодушия, мести, трусливости или просто жестокости?


Михаил Котомин,
редактор книжного издательства Ad Marginem:

Лучшей отечественной книгой прошедшего года, изданной вне нашего издательства, я бы назвал книгу Ильи Стогова "Мачо не плачут". Никаких собственно литературных усилий младой певец алкоголя и раздолбайства не совершил, книга довольно небрежно написана, но зато в ней есть та разрушительная неправда жизни, которая совершенно губительна для тепличного литературного мейнстрима 90-х.

Лучшим издательством я бы назвал "Иностранку", которая стремительно ворвалась на территорию переводного фикшн. Благодаря "Иностранке", мы получаем западные новинки с минимальным опозданием. Вторым образцовым издательством я бы назвал "Тортон и Сагден", которые с самоотверженностью революционеров создают новых читателей и приучают их к американскому романному гламуру.

Лучшее периодическое издание - "Книжное обозрение". По крайней мере с издательской точки зрения.

Самое поразительное в этом литературном году - это то, что творится на поле современной русской литературы. Каждое крупное издательство обзавелось своей fiction серией. "Олма" приглашает Бориса Кузьминского в качестве редактора серии, которая должна стать, судя по шуму в прессе, оружием возмездия в руках и "Олмы", и самого Кузьминского. Современную литературу ринулись издавать "Центрполиграф", "АСТ", "Эксмо" и, по мелочи, "Лимбус-Пресс", например. Все это верный знак того, что года через два в этой сфере начнется рыночное смертоубийство, а новые писатели будут рождаться каждый месяц. Что, вероятно, неплохо. Поживем - увидим.


Вячеслав Курицын,
действительный член Академии российской современной словесности:

По случаю теплого времени года в голове у меня вертится неприхотливый наборчик из двух-трех мыслей. Если это можно назвать мыслями. О том, что "Крылья советов" с "Зенитом" должны стать чемпионами, надрав афедрон "Спартаку", я думаю раза по четыре в день, представляя, в каком именно туре с каким именно счетом какой именно матч завершится. Еще я, например, часто думаю о том, что не изжил до конца мерзкую детскую привычку засовывать в рот козюли из носа. Я, в общем, себя контролирую и почти так не поступаю, но иногда все-таки не контролирую и поступаю.

Лев Пирогов,
временный председатель экспертного совета:

У всех болит что-то свое, и совпадение некоторых фамилий в разных ответах - уже показатель. Но теперь делить буду я. Единственным объективным итогом года стала мода на ретро. Ретромейкеры Юзефович, Акунин и Шишкин ("Взятие Измаила") заняли весь пьедстал национальных лит-премий. А что дальше? Поймав ветер, юркий Сорокин переиздал "Первый субботник". Тоже ретро, но чуть посвежее - типа "песен о главном". Надо надеяться, литературная ностальгия повторит путь ностальгии телевизионной. Акунин понапишет детективчиков в духе "Следствие ведут знатоки" или "Майор Вихрь". В роли Эраста Фандорина - инспектор Анискин.

От продвинутой молодежи ожидается ностальгия по девяностым - чего ждать-то? Группа "Ноль", Пелевин, Prodigy, "Трансильвания беспокоит" - все это было, было... А новое десятилетие начнется лишь в 2003-м году. Весь будущий год мы будем людьми без будущего, но с прошлым. Этим надо воспользоваться. Об этом надо подумать.