Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Уцененка семейных ценностей
На главную страницу >>>
  

 

 

Уцененка семейных ценностей

"Вернемся к семейным ценностям" - возвращайся. Но хотя бы знай, что это такое, откуда растет и твой ли этот очередной американский слоган.




Откуда это в них?

Вроде, американцы - народ простой, с коротенькой историей и культурой напрокат. Но в этом весь фокус: выступать "За Америку Святую!" - не прокатит. Каждый второй - иммигрант во втором поколении, каждый третий - в третьем, каждый первый - в первом.

Корни консервативного, пытающегося остановить скоростной спуск истории течения "вернемся к семейным ценностям", лежат в разных областях и временах.

Тут не обошлось без буржуазной (то есть - городской) морали и буржуазного образа жизни. В деревне все на виду. А городская жизнь анонимна, и потому в ней всегда действует двойной моральный стандарт. Одно дело - на людях. Другое - без свидетелей. "Семейные ценности" - это фиговые листочки, которые прикрывают всю неприглядность внутрисемейного неглиже.

Протестантская этика, этика ханжества и индивидуального спасения через трудолюбие и стяжательство, породила не только капитализм, но и рутину. Для американца слово "рутина" окрашено более, чем позитивно. Рутина - это и монотонно планомерная работа, и монотонно счастливая семья, и монотонно полезный, умеренно приятный секс, и монотонно веселый отдых. Все рационально, умеренно, безопасно и привычно.

Прошедшая 40-50 лет тому назад в Америке сексуальная революция вроде как подорвала устои семейных ценностей - в те годы изменять и спать с кем ни попадя стало нормой. Как ни странно, в результате сексуальной революции появилось движение "вернемся к семейным ценностям". Во-первых, эту формулу стали употреблять все противники сексуальной революции, от консерваторов до импотентов. А во-вторых, сексуальная революция породила феминисток, которых хлебом не корми, дай только здоровую американскую семью.

Феминистическое движение в стиле женской логики взорвало американскую семью ради укрепления семейных устоев.

Мужик теперь не шастает по пабам, бабам, девочкам и "мальчишникам", а чинно восседает в кругу семьи наедине со своим компьютером. В наше время порно - это лучший фиксатор семейной верности. Каждый член семьи смотрит свои порно-сайты, удовлетворяя вяло текущий сексуальный голод и никому не изменяя. Жена, главный цербер семейного счастья и благополучия, спокойна. Муж, во-первых, не изменяет, во-вторых, пристает к ней только с ее разрешения (в Америке если мужик лезет к бабе со своими глупостями "когда не надо", она его запросто обвинит в секшуал харасменте и подаст на развод).

Главный результат "возвращения к семейным ценностям" - безмятежная пустота души. Американцы смотрятся как бумажные человечки: плоско, примитивно, "ни о чем" и как-то несерьезно для венца творения. Впрочем, они на этот венец и не претендуют, предпочитая сливаться с природой до неразличимости от микробов. Конечно, пустота не исключает семейных драм, трагедий и баталий на сковородках. Но даже эти удовольствия приобретают рутинный характер.


Декорации и реальность

Мы выросли на советской двойной морали и потому легко читаем двойную американскую. Декораций и фикций здесь понастроено, возможно, еще больше, чем в СССР.

Каждое воскресенье американцы семьями выезжают в церковь, разнообразие которых просто удручающее. Там они часа два слушают проникновенную чушь и хором поют псалмы по цитатникам. Потом - групповые занятия и обед в кругу единоверцев. Всё! О Боге можно забыть, до следующего воскресенья (если нет какого-нибудь ЧП). Сам Господь, при всем разнообразии и несходстве конфессий, безлик, как представитель страховой компании.

Точно также декоративны семейные отношения: на Рождество все дружно умиляются над подарками из-под елки, а потом разъезжаются по домам, чтобы, отдышавшись от праздников, рвануть по магазинам и сдать эти бесполезные вещи. В Америке предусмотрительная родня прикладывает к подаркам чеки и ярлыки не срывает.

На все варианты торжеств и семейных отношений существует набор поздравительных открыток с готовыми текстами. Надо лишь вписать имя поздравляемого и поздравлянта. Можно, кстати, и вовсе не писать - все равно никто ничего не читает, а, выразив дежурное восхищение, выбрасывает послание. Зато - удобно и не надо думать.

"Вернемся к семейным ценностям" - говорится о рядовой американской семье, где, помимо родителей, наличествуют два ребенка жены от трех предыдущих браков. А также один из восьми детей отца от шести предыдущих браков. Все рутинно любят друг друга и страшно боятся проявить свои подлинные чувства. Это грозит долгими консультациями с занудой психологом, специалистом по семейному счастью. Что же касается бабушек и дедушек, то в силу их многочисленности, они как бы не существуют.

Правда, в Америке, действительно, есть все

Кто-то хранит и блюдет семейные ценности, кто-то зарабатывает на панели. Одни слои истекают консерватизмом, другие р-р-революционны до "это есть наш последний". В каждом американце намешано такого и столько (типа селедки с молоком)!!! Но ты не отворачивайся в омерзении и удивлении. Они тоже считают, что в нас тоже намешано нечто совершенно несообразное. Им непонятно, например, как можно одновременно работать по-коммунистически на разных субботниках, без зарплаты - с одной стороны, и быть отчаянными, профессиональными филонщиками и раздолбаями, с другой.

Возвращаясь к семейным ценностям: у них "трудоголик" - плохой человек и никудышный семьянин, а у нас - похвала высшей пробы.

Или вот еще парадокс.

Семейная ценность - почитай родителей, предков и прочих старших. При этом тебя с детства приучают стучать на своих учителей и выставлять им разные оценки, безнаказанно выражать свое мнение о них, зная, что и зарплата и сама работа учителя - в твоих руках. Он тебе - "неуд", ты ему - кучу неприятностей сообща с приятелем или целой кодлой обиженных. Так - с киндергартена до аспирантуры. Сваливать на учителя свое обормотство - настолько в порядке вещей, что, в зрелом возрасте, никто и не думает о том, что стучать - нехорошо.

Еще пару слов о родителях. Любой сопляк может набрать 9-11, вызвать полицию и сдать "предка" ("предков") в кутузку за "применение физического насилия" (шлепок, подзатыльник, порка или просто he touched me - он до меня дотронулся). И пойдет в наручниках папаша-мамаша американского Павлика Морозова. И долго будет вспоминать на нарах день или ночь зачатия своего благодетеля. Оно, конечно, яйца курицу не учат, но, выходит, что петуху эти яйца вовсе не нужны...

В Америке нельзя потреблять алкоголь до 21 года, под страхом штрафа или тюрьмы, которую все чаще называют "заведением по корректировке поведения" (если по-нашему - "исправительно-трудовая колония или лагерь"). Многие свято и тупо блюдут это. Он уже в армии служит и людей убивает, а пива еще не пробовал.

Так возникла околосемейная традиция: на день рождения в 21 год выпить 21 рюмку чего-нибудь. Это - без всякой многолетней подготовки и тренировки. Хорошо, если в роду есть кто из русских или скандинавов. А если вьетнамцы? Короче, некоторые по случаю своего совершеннолетия отправляются к своим далеким азиатским предкам...


Чего ж хорошего?

Семейные ценности, в отличие от фамильных, хороши тем, что их не украдешь.

Если серьезно, в семейных ценностях две вещи, несомненно, хороши и заслуживают заимствования с хорошо унавоженной долларами американской моральной нивы на нашу иссушенную тундру:

ранняя независимость молодого поколения от всех предыдущих генераций, от Адама до отца включительно;

явный приоритет семейных ценностей и личных целей над интересами государства, которые всегда сомнительны и подозрительны.