Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Спорт умер! Да здравствует допинг!
На главную страницу >>>
  

 

 

Спорт умер! Да здравствует допинг!

От молодого бычка, которого пичкают анаболиками, гормонами роста и бетаблокаторами, превращающими жир в мышцы, не требуют мировых рекордов на стометровке. Мясная индустрия преследует совсем другие цели. Проведя 18 дней в тесном стойле, бычок прибавляет в весе до 50 кг, после чего отправляется на скотобойню, а затем к тебе в тарелку. Профессиональный спортсмен, съевший этот бифштекс, вряд ли сможет пройти допинг-котроль.




Химикаты, которыми пичкали бычка, остаются в организме едока в течение двух дней и могут вызывать нежелательные эффекты, такие, как нарушение дыхания или изменение сердечного ритма. Так что, если ты собрался стать профессиональным спортсменом, следи за своим рационом и прежде чем съесть кусок вкусного бифштекса, трижды проконсультируйся со своим тренером.
Тренеры, массажисты, врачи, медики, биологи, фармакологи, короче, "допинговые гуру" - вот кто задает тон в современном "большом" спорте. В новом тысячелетии за титулы соревнуются фармацевтические компании.

Допинг - это гарантия победы. Этим все сказано. Имеются сведения, что даже на античных олимпиадах атлеты снабжались какими-то "чудодейственными" лекарствами. Что уж говорить о мировых рекордсменах...

О мировых рекордсменах

Самая громкая и печальная история произошла с канадским легкоатлетом Беном Джонсоном, который два года подряд на Чемпионате мира 87-го и Олимпиаде в Сеуле 88-го года удивлял мир своими суперрезультатами на дистанции 100 метров. Сначала он на целых десять сотых улучшил мировой рекорд, а затем улучшил свой результат еще на четыре сотых. Скорость атлета приближалась к космической - 10,2145 м/сек, или 36,772 км/час, но чествовали Джонсона недолго. Через несколько дней стало известно, что в допинг-пробе триумфатора обнаружена значительная концентрация анаболического стероида станозолола. Канадец был дисквалифицирован на два года, его рекорды аннулированы.

Титул чемпиона мира-87 передали главному сопернику Джонсона американцу Линфорду Кристи. После двухлетней дисквалификации Бена еще раз уличили в употреблении стероидов и дисквалифицировали пожизненно. Линфорд Кристи, самый титулованный спортсмен Великобритании, заявил: "Вешать надо тех, кто принимает стероиды". Сам Кристи, трехкратный чемпион мира и обладатель 25-ти британских титулов, попался через 8 лет. Уровень надролона в моче англичанина в 100 раз превышал норму. В ходе неприятного судебного процесса с Британской федерацией легкой атлетики (БФЛА) Кристи оправдали, поверив в байку о стероидной говядине. На самом деле федерация стояла на грани банкротства из-за судебных издержек.
Продолжать список "попавшихся" можно бесконечно. Например, на Олимпийских играх в Сиднее за применение допинга были дисквалифицированы десять атлетов. Лидировали спортсмены из бывших республик СССР. С помощью запрещенных препаратов хотели улучшить свои результаты российская бегунья Светлана Поспелова (чемпионка Европы на дистанции четыреста метров в закрытых помещениях), метатель молота из Белоруссии Вадим Девятовский и латышский гребец Андрис Рейнгольдс. Бронзовой медали лишился штангист Ашот Даниелян из Армении, а румынская гимнастка Андреа Радучан за применение псевдоэфедрина была лишена звания абсолютной чемпионки Олимпийских игр и золотой медали. Если ко всему этому приплюсовать допинговые скандалы, связанные с пловцами Китайской Народной Республики, ты легко можешь проследить идеологическую подоплеку спортивных преступлений.

Доктор Допинг...

Крестным отцом современных "допинговых гуру" считают немца Манфреда Эвальда, возглавлявшего с 1963 по 1988 год министерство спорта ГДР (называлось оно тогда - Союз физкультуры и спорта). Министру поручили поднять престиж страны на олимпиадах и чемпионатах, и он с этой задачей справился.

Манфред Эвальд и врач Манфред Хёппнер стали пичкать восточногерманских спортсменов "ударными" дозами разного рода стимуляторов. Через допинговую программу прошли более десяти тысяч спортсменов. Одни принимали прописанные им вещества добровольно, других приходилось заставлять. Многие даже не знали, что дают им тренеры и врачи. При министерстве спорта был создан специальный научно-исследовательский институт, который занимался разработкой новых видов допинга и поиском эффективных методов "заметания следов".

Результаты говорили сами за себя: восточногерманские атлеты резко "пошли в гору". То есть на пьедестал почета. На Олимпиаде 72-го года они впервые завоевали больше наград, чем спортсмены ФРГ, через четыре года обогнали даже Соединенные Штаты.

Только после объединения Германии стало известно, каким образом достигались эти победы. Летом прошлого года в Берлине завершился судебный процесс против обоих Манфредов. Эвальд получил два года тюрьмы (правда, условно), Хёппнер - полтора. Злодеев обвинили в нанесении телесных повреждений несовершеннолетним. Оказывается, молодым перспективным спортсменкам - совсем еще девочкам - давали гормональные препараты, в том числе гормон роста, который вызывает ускоренный рост костной массы.

...и его ученики

До сих пор немецкие фармакологи - лучшие в мире эксперты по применению допинга. На втором месте - специалисты из Голландии. А в Скандинавии всех переплюнули финны. Правда, после первенства мира в Лахте, репутация последних несколько "подмокла", так как алхимики не смогли обмануть медицинскую комиссия МОК и Всемирное антидопинговогое агентство (ВАДА). В результате шесть финских лыжников-медалистов были дисквалифицированы. Делом заинтересовались в Национальном бюро расследований. В результате со своих постов были уволены руководители финской лыжной сборной. В мире спорта подобные "промахи" не прощаются.

Папа Римский как-то сказал, что Америка - лидер во всем: и в хорошем и в плохом. Вот и по количеству "допинговых гуру" на одного спортсмена Америка "впереди планеты всей". Зарабатывают американские алхимики очень и очень неплохо. За свои услуги "допинговый гуру" берет с атлета более 3000 долларов в месяц (не считая расходов на химические вещества).
Но гуру трудится не только ради больших денег. Как правило, у таких людей есть чисто научный интерес. "Допинговые гуру" ставят эксперименты на живых людях. Угадай, кто за этим стоит? Правильно - фармацевтические компании, готовые компенсировать доброму доктору потерю лицензии и помочь семье, пока отец (или мать) семейства будет отбывать пятилетний срок в тюрьме.

В Америке на легальную разработку и практическое внедрение нового фармакологического препарата тратится $100-200 миллионов. Гораздо дешевле купить у "допингового гуру" очередной "отчет о проделанной работе". Поскольку эксперименты проводятся на живых людях, результатам можно доверять на все сто.

Для "допинговых гуру" не существует заповеди "Не навреди". Часто эксперименты заканчиваются неудачно. Доктор Уолтер Джекот, недавно отсидевший пять лет в федеральной тюрьме Лас-Вегаса, в интервью одному из американских журналов рассказал такую историю. Джекот проводил опыт с гормоном роста (самым "ходовым" товаром черного рынка). Парнишка-легкоатлет вдруг заметил, что на его руках и груди стала лопаться кожа. Его буквально разрывал изнутри растущий скелет. Спортсмен уже не мог позволить себе резких движений - это сразу вызывало резкую боль. Жертве "допингового гуру" пришлось перенести несколько сложных операций по пересадке кожи.

Кстати, в олимпийских кругах сильно выпяченный подбородок уже получил название "гормонального". У спортсменов, которые принимают гормоны, быстро растут лобные кости, из-за чего лоб выдается вперед, начинают выпирать скулы и расширяется челюсть. Поскольку обнаружить следы приемов гормона роста можно даже невооруженным взглядом, сейчас спортивные фармакологи переключаются на видоизмененные стероиды.

Я от МОКа ушел и от ВАДА ушел

"Допинговые гуру" придумали такие методики, как "смена мочи" и "кровяной допинг". В первом случае спортсменам вгоняют в мочевой пузырь чужую чистую мочу, во втором - гормон эритропоетин (ЭПО), который способствует образованию красных кровяных телец и, как следствие, позволяет крови запасать больше кислорода. Проделывать подобные операции можно до тех пор, пока спортсмен не попадет в больницу с обширным воспалением внутренних органов. Чтобы рассекретить "фаршированных индеек", на грядущей зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити будут проводить комбинированный тест, основанный на анализе и мочи и крови. Это значит, что гуру придумают новый механизм обмана.

Но даже если спортсмен не прошел допинг-контроль, это еще не значит, что его карьера закончилась. Чаще всего на защиту "пострадавшего" встают спонсоры. В 92-м году разгорелся скандал вокруг звезды мирового спринта немки Катрин Краббе и двух ее подруг по команде. Пробы, взятые у спортсменок, не содержали допинга, но все принадлежали одному человеку. Один из главных спонсоров германской федерации спорта, "Даймлер Бенц", намекнул на то, что может отозвать миллионы долларов, вложенных в подготовку легкоатлеток. Обвинение с Краббе было снято спустя месяц после ее дисквалификации.

В прошлом году еще одна звезда, но уже французского и мирового велоспорта, Ришар Виренек на судебном процессе в Лиле, по совету адвокатов, признался в употреблении допинга. Лучший в Европе "горный" гонщик и капитан команды "Фестина", снятой с гонок Tour de France, отделался штрафом. Согласись, заплатить денежки, все же лучше, чем два года сидеть в тюрьме. Вопрос: "А деньги у него откуда?" Впрочем, ответ на этот вопрос ты уже знаешь.

Что дальше

Профессиональный спортсмен даже по завершении спортивной карьеры не находит мужества признать, что принимал запрещенные стимуляторы. На одиночек, которые делают подобные признания, смотрят как на предателей. Даже те, кого ловят, выдумывают самые невероятные объяснения. Немецкий бегун Бауман, чемпион Олимпиады в Атланте, например, рассказывал детективную историю о том, как ему подмешали запрещенные препараты в зубную пасту.
Так вот, смеясь, человечество входит в новую эпоху - эпоху легализации допинга. Как бы ни протестовали против применения стероидов медицинская комиссия МОК и Всемирное антидопинговогое агентство (ВАДА), в реальности все меньше людей видят в этом что-то зазорное.
Летом 97-го года двумстам ведущим американским легкоатлетам, пловцам, гимнастам и тяжелоатлетам задали нелегкий вопрос: "Как бы вы повели себя, если бы вам предложили воспользоваться запрещенным допинговым препаратом с двумя гарантиями: что вас не поймают на допинг-контроле и что в течение следующих пяти лет вы будете выигрывать все состязания, но затем умрете от побочных эффектов препарата?" Больше половины опрошенных согласились совершить замедленное самоубийство и принять допинг.

Сходный социологический опрос в этом году провела французская газета Aujourd'hui. Результаты опроса показали: более трети подростков убеждены в том, что спортсмены, практикующие применение допингов, поступают правильно (32%). Более того, 13% подростков готовы шагать к рекордам именно таким путем. Вполне возможно, что лет этак через пятнадцать мы станем свидетелями соревнований биороботов, нового поколения спортсменов.

Специалисты генной инженерии уже подумывают о клоне лучших спортсменов всех времен и народов. В футбол будут играть прототипы Пеле и Марадоны (радует только, что в ворота поставят двойников Яшина), в хоккее задавать тон будут сотни Гретцки, брать новые высоты - Бубки, чистить друг другу рожи - Тайсоны, снова станет возможно соперничество Сенны и Шумахера. Только сборную Ямайки по бобслею оставят в покое - так, для смеха. Глупые людишки, разве вы можете добиться чего-то большего?