Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Рабы не мы. Мы - арабы
На главную страницу >>>
  

 

 

Рабы не мы. Мы - арабы

Все слышали об американцах ирландского происхождения, американцах итальянского происхождения, испаноговорящих американцах и, конечно, об афроамериканцах. Но много ли говорили об американцах арабского происхождения до 11 сентября 2001 года?..




Женщины

Зато когда об арабах наконец заговорили, в ход пошли старые афоризмы: возможно, не все мусульмане - террористы, но все террористы - мусульмане.

Американцы поневоле стали спрашивать себя, друг друга и правительство, как же отличить мирных мусульман от фанатичных, готовых к убийствам, способных уничтожить тысячи их сограждан?

Комментатор Энн Коултер, в прошлом - яростная противница Клинтона, а ныне простая янки из Коннектикута, девушка-WASP*, предлагает применять особые санкции по отношению к "подозрительно выглядящим смуглым мужчинам". Энн Коултер разработала "план депортации террористов", в соответствии с которым все неграждане США, этнически принадлежащие к "подозрительным национальностям", должны покинуть страну до той поры, пока "миролюбивые иммигранты не будут отсортированы от убийственных фанатиков". Впрочем, план предусматривает два исключения. Остаться могут только "согласные шпионить за теми миллионами мусульманских граждан, на которых не распространится указ о депортации", или мусульмане, которых "спонсирует" некий член сената США. (Если американские сенаторы будут в состоянии "прополоть" потенциальных террористов, отделив их от рядовых арабов, пусть они это проделают, и вопрос о массовых депортациях можно будет отложить).

"Мы знаем, кто эти маньяки-убийцы. Именно они в этот конкретный момент ликуют и пускаются в пляс. Мы должны вторгнуться в их страны, уничтожить их лидеров, а их самих обратить в христианство", - говорит Энн Коултер.

Проблема в том, что в США живут не только янки из Коннектикута и не только женщины-WASP. Вот как описала свое положение одна "смуглокожая и подозрительно выглядящая" мусульманка в статье, опубликованной в New York Times через неделю после событий 11 сентября: "Я настолько привыкла думать о себе просто как о жительнице Нью-Йорка, что мне понадобилось несколько дней, чтобы осознать себя как чужака. Оказывается, я мусульманская женщина, аутсайдер, возможно даже враг этого города. До прошлой недели я считала себя юристом, феминисткой, женой, сестрой, другом, женщиной, которая спокойно ходит по улицам этого города. Теперь поняла: я мусульманка с коричневой кожей, которая чем-то напоминает тех террористов, лица которых мы видим по телевизору и в газетах. Могу себе представить, насколько труднее приходится мужчинам, которые похожи на Мохаммеда Атта (Mohamed Atta) или Осаму бен Ладена".


Падающее

Первые арабские иммигранты появились в Америке более 150 лет назад. Так уж получилось, что обладающее столь долгой историей национальное сообщество всегда предпочитало держаться в тени. Одна из причин подобной пассивности состояла в том, что многие арабы искали на груди у великой Америки спасения от политических неурядиц Ближнего Востока. Беженцы от религиозных или политических преследований в целом имеют тенденцию держать головы достаточно низко. Вдобавок ко всему, никто из эмигрантов не застрахован от столкновения со стереотипами, которые внедряют американские масс-медиа.

Десятилетие за десятилетием арабы, наряду с русскими, изображались как "плохие парни". После того как Холодная война не выдержала испытания разрядкой, тенденция к "демонизации" арабов естественным образом стала возрастать. Арабов первыми обвинили в причастности к взрыву 1995 года в Оклахоме, который, кстати говоря, организовал белый немусульманин по имени Тимоти МакВэй. А уж сколько раз гонялся за арабскими террористами какой-нибудь Шварценеггер, об этом и говорить не приходится. Неудивительно, что сразу же после событий 11 сентября президент Буш просил нацию воздержаться от нанесения "ответного удара" по арабо-американскому сообществу. Тем не менее, удар был нанесен.


Вырывающие

На арабов, мусульман и на людей, которые просто выглядели как арабы или мусульмане, был совершен ряд нападений. Большие группы людей, состоявших преимущественно из белых мужчин, проводили демонстрации возле мечетей. По результатам одного из опросов, 49% респондентов заявили, что поддерживают идею о выдаче специальных удостоверений личности для арабов и мусульман - по аналогии с благополучно отмененными законами южноафриканского апартеида или с нацистской практикой нашивания на одежду евреев желтых звезд. Казалось, американцы готовы были воплотить в жизнь сценарий фильма "Осада" (1998), в котором показан концентрационный лагерь для американских арабов, созданный после ряда террористических атак в Нью-Йорке.

Как это проявлялось на бытовом уровне? Вот история из жизни, рассказанная знакомым врачом из Кливленда: "В течение следующих двух дней после событий арабы (которые тут работают в клинике) не выходили на работу. Как-то я ехал с приятелем, который как раз собирался купить машину, вдруг смотрю, - стоит очень приличное авто по крайне низкой цене. Тормозим, звоним в дверь, спрашиваем: мы/вы ничего не перепутали, цена такая-то? Лицо арабской национальности отвечает - все верно... Продаю срочно, уезжаю домой... В Ирак... Мы покивали головами. Араб продолжал: вот 15 лет тут в Америке, все замечательно, но тут эти события... На работе все на меня косятся... Все эти разговоры... Начальник, правда, ничего не говорит, но дал понять, что в моих услугах более не нуждается. Дважды уточнял детали моей биографии. Не могу так, уезжаю... Вот и дом продаю, не интересуетесь?"

Араб оказался специалистом по топливным насосам и нефтепроводам. В молодости стажировался в Ленинграде... А тут ему припомнили все - и происхождение, и стажировку в СССР. Машину - новенький "мерс" - он продавал всего за $4500.

В скучном пригороде Детройта находится город Диарборн - неофициальная столица арабской Америки. Представители тамошнего землячества рассказывают множество подобных историй: йеменского сварщика Ахмеда Эса вышибли с работы уже 12 сентября и посоветовали ему "отправляться домой", потому что его религия "взращивает терроризм". Ахмед проработал на этом месте 15 лет. Лейлу Хабро вышвырнули из жилищной ассоциации, где она работала, со словами "мы в вас больше не нуждаемся". Халила Бейдуна и возглавляемый им отряд скаутов агенты ФБР арестовали прямо во время мирного туристического похода неподалеку от канадской границы на том основании, что скауты "подозрительно выглядели".

Различение

В Америке существуют две частично пересекающиеся группировки, к которым применимы термины "арабы" и "мусульмане". Эти две группы во многом схожи, но при этом довольно сильно различаются по составу. Большинство американских арабов - не мусульмане, а большинство мусульман - не арабы. Подавляющая часть американцев арабского происхождения приехала из Ливана и Сирии в самом начале ХХ века. Большинство американских мусульман - афроамериканцы или бывшие жители Южной Азии (Индии и Шри-Ланки). При этом огромное количество ранних арабских иммигрантов уже прекрасно ассимилировались в американском обществе.

Ныне в Америке больше 3 миллионов арабо-американцев и около 6 миллионов мусульман (хотя цифры колеблются от 3 до 10 миллионов). Доходы считаются самыми высокими у американцев арабского происхождения по сравнению с другими американскими этническими группами. В сущности, богаче арабов только американские евреи.

За прошедшие годы американские арабы не только обросли деньгами, но и сильно политизировались. По данным недавних обзоров, арабы вкладывают в поддержку кандидатов на президентских выборах больше других этнических групп (то есть американцев азиатского, итальянского, африканского, латиноамериканского и еврейского происхождения). Хотя политические кандидаты долго сторонились американских арабов во время президентских кампаний, не кто иной, как Билл Клинтон, стал первым американским президентом, который выступил на конференции арабских американских организаций. С тех пор каждый уважающий себя кандидат в президенты (Буш-младший в этом смысле не стал исключением) перед выборами обязательно консультируется с лидерами арабских и мусульманских организаций Америки.
Еще один нюанс: мусульмане - самое большое религиозное меньшинство в армии США.

Стоящие в ряд

Молодые арабы американского происхождения должны определиться с тем, кто они на самом деле: арабы и мусульмане, живущие в Америке, или полноценные американцы с арабскими или мусульманскими корнями? Это все равно, как если бы неподготовленному к этому человеку вдруг пришлось бы жонглировать чалмой, феской и звездно-полосатым флажком. Очевидно, что теперь арабам еще труднее, чем раньше добиться полного признания со стороны сограждан. И все же арабам хочется надеяться, что им вскоре не придется скрывать свое арабское происхождение и стыдиться своих фамилий и религии.

Даже до сентября прошлого года американские арабы боялись, что их будут воспринимать в рамках негативных стереотипов, навязываемых масс-медиа. Для многих американских арабов эти неприятные ожидания сбылись. Но тем не менее опрос, проведенный Арабо-американским институтом (ААИ) Джеймса Зогби среди американцев арабского происхождения, дал неожиданные результаты. 32% опрошенных признались, что в прошлом подвергались личной дискриминации из-за своей этнической принадлежности. 37% заявили, что они или члены их семей подверглись дискриминации после 11 сентября. Но при этом 54% американских арабов высказывались за то, чтобы предоставить представителям закона права на допрос и проверку людей, обладающих ближневосточным акцентом или типом лица. А буквально через несколько часов после террористической атаки лидеры ведущих арабских и мусульманских организаций, по-прежнему осуждая американскую ближневосточную политику, заявили о недопустимости терактов.


Ступени

Вот история, которую рассказал мне другой знакомый.
Многие из тех студентов, кто шарахался в прошлом году от кривых взглядов и уезжал в Эмираты и прочие благополучные арабские страны, тихо вернулись в те же самые университеты.
Причудливо тасуется колода: хиропрактик этого моего знакомого - ливанец. Правда, женат он на еврейке, так что "некуда бежать" - это про него.