На главную страницу        >>>
  

 

 

Он же искин

Комментарии Версия для печати
Наука, ученые, инновации, роботы, киборги... Над вопросом создания искусственного интеллекта ломает головы не одно поколение научных работников. Не отстают и философы. Они пытаются определить судьбу данного явления.




Искусственный интеллект, он же artificial intelligence, он же AI, он же искин, он же... Вопрос существования AI может стать ключевым в ближайшем будущем и перевернуть все привычные для нас представления об отношениях человека и машины. На сегодняшний день AI - одно из самых неоднозначных по своей "природе" явлений. Его создание одновременно очень притягательно, интересно и крайне необходимо. При этом велика и степень непредсказуемости того, что может получиться. Забавно, что в своей массе большинство СМИ, а также и писателей-фантастов радостно эксплуатируют именно скрытую опасность. Спектр проблем варьируется от просто незначительных траблов, до господства роботов и наступления эры терминаторов. Как это должно быть весело - запугать и настращать людей вместо того, чтобы донести до них всю информацию без утайки. Как это должно быть радостно - поставить нас перед выбором быть либо неандертальцами в шкуре, либо прислугой у киборгов. Это, конечно, крайности, но именно эти стереотипы вдалбливаются нам в наши несчастные головы.

Нужны ли и зачем?

Двигателем прогресса, бесспорно, является человек, запряженный инстинктами, и на колесах своих способностей. Время идет, а потребности не меняются. Все зачастую сводится к тому, чтобы набить вкуснятиной живот, как следует отдохнуть и пограциознее заняться сексом. То есть создать такую систему, которая поможет качественно и количественно улучшить реализацию наших потребностей. Сама мысль о том, что рутинную и неинтересную работу можно будет доверить нашим "братьям по разуму", греет душу больше, чем мысли о пальмах, океане и островах в зимнюю стужу. Вот оно. Наконец-то мы займемся самым интересным и нескучным. Чем же? Может быть... Здесь-то и начинается самое интересное. Мы не совсем понимаем свою роль и место в этом мире. Мы не знаем иных видов разума, кроме своего. Поиск смысла жизни, которым занимается человечество с момента своего возникновения, выходит на новый виток. И попытки создания искусственного интеллекта - это все та же попытка познания самого себя, возможность взглянуть на себя со стороны другими глазами. Каковым бы ни было сегодня решение относительно будущего AI, "быть иль не быть" ему на белом свете, стремление создать "мини-Я" или даже "макси-Я" уже не остановить никому.

Далеко ли до терминатора

Сразу можно сказать, что по-быстрому AI создать не получится. К сожалению, скоренько написать соответствующую программку, внести в нее кое-какие поправочки и... знакомьтесь - мистер Искин, его совершенство... в обозримом будущем такое ставится под сомнение. Сложность начинается с самого начала. Еще толком неясно, что же это такое Искусственный Интеллект и какие такие поправки надо вносить, чтобы все было чики-пики. Создавая искинов "по образу и подобию своему", мы можем в лучшем случае научить их тому, что умеем сами. Человек должен отдавать себе отчет в том, что не является творцом в полном смысле этого слова. Мир существует по своим законам, которые мы между собой договорились называть силами природы. Человек находится под воздействием всех этих сил. Все, что нам остается делать, - это изучать и использовать природные законы для собственных потребностей. Как раз в процессе исследования нам и нужен автономный и в определенной степени самодостаточный помощник.

К одним из самых важных, интересных, трудоемких и в то же время опасных моментов в разработке AI относится обучение системы. Обучить в данном аспекте означает не только дать знание об основных понятиях и законах, но и вызвать потребность в саморазвитии. Требуется создание саморазвивающейся системы, а не просто базы данных. Конечная цель в данном контексте очень человечна - решение задач, для которых нет стандартных и заранее известных методов решения. Здесь-то и возникает опасность выхода системы AI из-под контроля человека. Проблема решается довольно просто. Наряду с созданием AI необходимо разрабатывать систему защиты, которая в идеале по уровню своего развития должна опережать сам AI.

Известный специалист в области AI Марвин Минский по поводу уже существующих систем отмечает, что излишне приписывать им такое мистическое свойство, как интеллектуальность. К сегодняшнему дню еще ни одна машина не прошла тест Тьюринга, а следовательно, не удостоилась полноценного звания ИСКИНА. Суть теста заключается в следующем. Ты общаешься с двумя компьютерными интерфейсами, задавая им любые мыслимые вопросы; за одним из компьютеров сидит человек, печатающий ответы, тогда как за другим - машина. Если, основываясь на ответах, человек не может отличить умную машину от разумного человека, то, согласно Тьюрингу, твоя ошибка доказывает, что машины могут думать. Сейчас системы в большей степени выполняют действия скорее машинально, чем интеллектуально. Пока правильнее говорить о первой ступени развития AI - построения "программы-ребенка" с заданными параметрами. Процесс обучения и адаптации, или в терминах программистов - "программы воспитания", - следующая и основная проблема, над которой бьются лучшие умы планеты.

Обиженные роботы

Теперь о самом наболевшем. О взаимоотношении людей и роботов. Здесь могут оказаться в проигрыше обе стороны. Если рассматривать только интересы живого организма (к каковому относится человек), то все вроде бы встает на свои места. Но здесь вспоминается трогательный мальчик Дэвид из предпоследнего творения Стивена Спилберга "Искусственный разум", робот по своей сути, наделенный способностью любить. Его стремлению к достижению собственной цели можно позавидовать. Его желание стать "настоящим" настолько естественно и человечно, что мысль о его уничтожении и утилизации представляется абсолютно кощунственной. Человек становится неспособным объективно реагировать даже на опасность. Внешность и образ поведения настолько соответствуют живому человеку, что происходит стирание границ между живым и неживым. Восприятие и адекватность людей заходят в тупик, и происходит перегрузка мозга с вероятными необратимыми последствиями. Возникают крайности восприятия - безграничная любовь и всепоглощающая ненависть. С другой стороны, продолжает мучить вопрос о запрограммированной природной безопасности роботов. Насколько реально с помощью алгоритмов зафиксировать все аспекты "мирного" поведения машин? Если брать общепринятые нормы и стандарты человеческого поведения, если четко определить "можно" и "нельзя", то проблема перестает существовать. С таким же успехом можно бояться выходить на улицу, ездить в транспорте и смотреть телевизор.

* * *

Глобальные перспективы, которые сулит нам создание AI, огромны. Его разработка может помочь в столь привлекательном желании вечной жизни. Интересно, что с теорией построения искусственного интеллекта сегодня сложилась ситуация, которая роднит ее с теорией коммунизма. Описывается то, чего нет и неизвестно - будет ли. Но независимо от этого главный вопрос остается открытым. Если человечество не может понять себя и продолжает решать трудности с автоматами руках, сможет ли оно управлять безграничной силой AI? А это уже не технологическая, но общечеловеческая сторона мировосприятия.

Комментарии  Версия для печати   Рейтинг: