Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Революция - это вы сами
На главную страницу >>>
  

 

 

Революция - это вы сами

Для моего поколения и поколения моих родителей единственной революцией была Великая Октябрьская. Как теперь выяснилось - почти бескровный захват небольшой кучкой пьяных матросов и озверевшего плебса лишь одного столичного дворца после одного лишь выстрела корабельной пушки крейсера "Аврора" и коллективное изнасилование какой-то девицы в процессе этого захвата. Само по себе не слишком значительное событие, но его последствия наша страна расхлебывала целых семьдесят лет...

Революцией была и громогласная горбачевская перестройка... Потом была тихая, "бархатная", потребительская революция, когда многие из нас стали как данность воспринимать не только наличие двадцати двух сортов колбасы на прилавке, но и получили возможность забыть, что такое фарца, свободно ездить на Запад, покупать и привозить западные товары, сравнивать их с теми, что продаются у нас...

На мой взгляд, настоящая революция произошла 11 сентября. Неважно, какая она, плохая или хорошая, главное, что она произошла. На нас это пока никак не отразилось. В отличие от всего земного шара, мы на это почти никак не отреагировали. Но произошла революция в сознании. Мы стали допускать, что и такое возможно. То, что произошло, не являлось терактом в прямом смысле слова, поскольку теракт по своему значению меньше. То, что случилось, - это был скорее теракт сознания. Мир уже никогда не станет прежним, каким он был еще 10 сентября. Все. Обратной дороги нет. Жалко, что в России мало кто задумывается над этим всерьез.

Настоящая революция - это когда мы сами не понимаем, что произошло. Она незаметна. Если ты набил рожу начальнику или захватил Зимний - это не революция. То же и с 11 сентября. Сначала было очень шумно, а потом начались незаметные, но необратимые изменения в сознании...
Революция - это прежде всего не факт, а его последствия, которые могут по-настоящему оценить только те, кто видел, "как было до этого". Дети, которые воспитывались в семьях, испытавших интеллектуальный шок от перестройки, просто не представляют себе, как можно было жить по-другому. Так же, как маленькие американцы, родившиеся после 11 сентября, уже никогда не будут считать свою родину безоговорочно неуязвимой.

По большому счету, революция - это "не так, как было", или "так, как не было никогда".
Революционеры далеко не всегда думают о последствиях и о своей ответственности. Они всегда оправдывают свое поведение лучшими побуждениями: надо здесь столько-то уничтожить, чтобы другая часть стала жить лучше. Они всегда оправдывают свои поступки, даже самые плохие.
Революция - это некая лесенка со ступеньками: раз, два, три - мы не замечаем, как мы по этим ступенькам взбираемся. А потом мы оборачиваемся и видим, что поднялись уже очень-очень высоко. Революции и есть эти маленькие ступеньки. А микрореволюции происходят вообще каждый день. Просто революции бывают разных масштабов. Мировые, локальные, внутри отдельно взятой страны.

Очень хотелось бы, чтобы НАШИ революционные, в хорошем смысле слова, российские достижения проецировались бы и на весь мир. Как это было с идеями нобелевского лауреата 2000 года Жореса Алферова, чьи революционные открытия в физике, в области полупроводниковых структур уже вовсю активно используются для сверхбыстрых компьютеров. Хотелось бы, чтобы и ИХ революционные достижения активнее распространялись бы на нас. Ведь ставить железный занавес бесполезно: революция все равно просочится, точнее, не она сама, а ее последствия...
Бывает еще и ЛИЧНАЯ революция. Микрореволюция на каждый день: победа над собой, над системой, над ситуацией - надо всем. Только тогда ты молодой. Если же революция уже НЕ будоражит тебя, если ты НЕ хочешь сделать что-то "не так, как было" или "так, как не было никогда", если ты не хочешь изменить мир, как тебе кажется, к лучшему (даже пускай это и субъективно, но ведь революция всегда субъективна, я в этом уверен), тогда ты уже постарел. Молодежь и Революция - это практически одно и то же.

Любая революция изменяет мир, ломая границы. Если ты изменил что-то в себе, это обязательно повлияет и на твое окружение: друзья тоже станут другими, они тоже в чем-то изменятся - по крайней мере, по отношению к тебе. В случае твоих радикальных перемен окружать тебя будут уже совсем другие люди.

С революциями так всегда. Их последствия распространяются со скоростью разрушенного карточного домика или падающих друг на друга костяшек домино.
Нынешнее начало века - это осмысление всего накопленного за век минувший. Сейчас вообще затишье перед бурей - и в мире науки, и в мире искусства. Просто должна накопиться определенная критическая масса. Когда эти накопления переполнят чашу терпения и выплеснутся, превратившись в какое-то новое качество, тогда и стоит ждать новых открытий, новых революций... Я уверен, что новое слово в науке, в музыке, в кино скоро должно быть произнесено.

Найдется кто-то первый, кто внесет свою последнюю каплю и создаст нечто суперновое. Я в это верю и хочу, чтобы наш журнал как раз и являлся той чашей, в которую падают эти капельки. А ты, читатель, можешь внести свою последнюю капельку, сделать нечто значимое для страны. Наш журнал не претендует ни на какие открытия. Мы просто занимаемся сбором этих капель, но последнюю капельку вы должны внести сами.