На главную страницу        >>>
  

 

 

Десять пониманий слова "игра"

Комментарии Версия для печати
У кого-то при слове "игра" всплывут воспоминания из глубокого детства о скакалках-догонялках, кто-то обнаружит, что в доску проигрался, а кое-кто начнет подсчитывать - скольких кавалеров удалось привлечь на свою сторону на минувшей вечеринке... И все это включается в одно широкое понятие.



1. Детские игры.

Подвижные и не очень, уличные и домашние, развивающие интеллект или физические способности и так далее, и тому подобное... Задумывались ли мы в детстве, что большинство игр есть проецирование на себя отношений взрослых? Будь то дочки-матери или казаки-разбойники, те же банальные прятки или мальчишечья войнушка. Существуют примеры не только общеизвестных игр, но и принципиально этнических, свойственных отдельным народам. Странно прежде всего то, что уже в этом детском возрасте в некоторых играх присутствует тема смерти и потустороннего мира. Например, летом дети роют небольшие ямки около наружных углов дома и хоронят тряпичных кукол в гробиках. Такая игра была распространена среди детей народов коми, и предвещала она, по поверью, смерть кого-нибудь из обитателей того дома, около угла которого рылись ямочки.

Подобного рода игра проводилась также на берегах рек и озер. Дети добывали специальную синюю глину и обмазывали ею тело, уподобляя себя таким образом "синим покойникам".

2. Олимпийские игры.

Проводились в Древней Греции раз в 4 года и служили временем перемирия для обособленных городов-государств. Название игр произошло от небольшого городка Олимпия, где и находилось место для спортивных соревнований. Небольшой набор состязательных игр состоял из следующих элементов: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. По прошествии времени к ним добавляются также скачки верхом и в колесницах.

Некоторые достижения древних греков поражают. К сожалению, не все результаты записывались и остались в памяти потомков, но все же... Греческим памятником Олимпийским играм является камень с надписью: "Бибон поднял меня над головой одной рукой". Весил тот камень 143,5 кг, его, согласитесь, и двумя руками поднять непросто. Или, например, бегун Тиссандр пробежал за час 19 километров - тоже неплохой показатель.

3. Карты.

Одни легенды гласят, что впервые карты были придуманы в Египте, другие - что в Китае, и уже оттуда завоевали Европу.

Состав колоды обоснован научно. Четыре масти изображают четыре времени года, в каждой масти - 13 карт, именно из такого количества недель состоит каждое время года. Как известно, каждая масть состоит из очков от 1 до 10, далее следуют изображения валета, дамы и короля. Так вот, если вместо изображений поставить числа и сложить все очки, то получится сумма 364, что и составляет число дней в году. В иные времена вместо абстрактного изображения короля или валета печатался портрет правителя - Македонского, например, или Цезаря.

Карточные игры, как и их приверженцы, терпели постоянные гонения то церкви, то государства. В России игральные карты появились в XVII веке. В это же время встречается и упоминание о том, как надлежит поступать с картежниками - их было велено бить кнутом, рубить им пальцы и руки. Позже наказание было смягчено до денежного штрафа. А уже при Екатерине II играли в открытую, и ейный фаворит даже открыл картежную академию, куда приезжали совершенствоваться в своем азартном мастерстве все знатные игроки того времени.
Карточных игр существует множество. Однако можно сказать, что у каждого народа любимая игра - своя. Например, интеллектуалы советского времени любили играть в преферанс.

Преимущество его в том, что проигрыш или выигрыш зависит не от милости ветреной Фортуны, а от умения просчитать комбинации. В Европе же эта игра считается примитивной и ей предпочитается бридж.

4. Казино.

Для кого-то это просто развлечение "время от времени", для других затянувшаяся болезнь. Многие воспринимают казино как способ общения со своей особой атмосферой вечерних туалетов, крупье, красного и черного. Но, по сути дела, рулетка, игровые автоматы, всевозможные лотереи - явления одного порядка. Здесь все зависит от Фортуны. Однако многие лудоманы полагают, что и в рулетку можно выиграть, если правильно рассчитать ряд выпадений. Например, дождавшись серии выпадений на красное, поставить на черное. Однако, вероятность, что выпадет именно черное, равняется пятьдесят на пятьдесят. Есть в этом что-то общее с солдатами, которые во время войны прятались от снарядов в воронки, полагая, что второй раз в то же место бомба прилететь не должна.

5. Страстно-фанатические игры.

О подобных игроках-безнадежниках писали Достоевский, Пушкин, Стефан Цвейг, не обходят их вниманием и в наше время. Игра - это своеобразный способ уйти от реальности. А кому нужно от нее уходить? Прежде всего людям недовольными своей жизнью, может быть, людям с не сложившейся карьерой при завышенных требованиях к себе, может быть, устойчивым скрягам, для которых накопительство - главная цель в жизни. В любом случае игромания - это психологическая зависимость, излечить которую можно только при желании самого пациента, да и то не всегда.

Интересно, что зачастую такие любители рулеток или карт не позволяют себе в жизни ничего "лишнего", а траты в казино почему-то не считают обременительными для бюджета - слишком надеются выиграть. Одно из качеств, свойственных всем патологическим игрокам, - детское упорство настоять на своем, нежелание примириться с обстоятельствами. Ну должно же мне повезти!

6. Повально-компьютерные игры.

Современные технологии добились того, что играть можно не выходя из дома, можно целыми днями (и ночами) напролет, потеряв при этом интерес к пище, сну, женщинам и всему остальному. Можно играть и выйдя из дома, но при этом прихватив с собой ноутбук. На днях видела такого компьютерного маньяка в метро: сначала сидящие долго не могли понять, откуда раздаются странные для этого места звуки гоночных автомобилей, огляделись, поняли и удивились.

Для многих родителей игромания их дитяти является серьезной проблемой. Однако, как считает основоположник теории "черных дыр" Роджер Пенроуз, такие игры способствуют развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку они не азартные, не примитивные, но и не творческие. Посему вытеснение остальных форм проведения досуга задерживает психическое развитие. Сам ученый и в свои 70 лет увлекается "игрушками", что, в общем-то, не помешало ему сделать несколько научных открытий.

7. Брачно-сексуальные игры.

Такие игры свойственны и животным, и людям, причем всех возрастов. Главное в них - не ударить в грязь лицом, то есть показать себя с такой стороны, с которой о тебе можно только мечтать. Для этой цели очень подходят брачные объявления, ведь нигде так опосредованно и в то же время выгодно себя не представишь. Итак, что пишут мужчины? Они боятся предстать людьми несостоятельными, поэтому многие указывают на свою материальную обеспеченность и независимость. Женщины же в первую очередь избегают вопросов о возрасте - все у них так завуалировано, что попробуй разгадай-ка. Например, "дама после 40", конечно, "баба-ягодка", молодая леди, "не потерявшая своей привлекательности, но успевшая понабраться опыта".
Интересны также и объявления в разделе "Досуг", которые носят сугубо сексуальный характер. Здесь главный принцип - краткость. Например, "Ира" - и телефон. Некоторые еще более не утруждают себя в подробностях, отмечая только территориальное расположение: "Юго-запад". Цинично? Зато - близко.

8. Игры ритуальные.

Непременные театрализованные представления сопровождают нас всю жизнь, от рождения до смерти. Родильно-крестильные, свадебные, похоронные, просто посвященные неким праздникам - обрядов существует великое множество и большинство из них восходит к язычеству. В последнее время интерес к народным традициям возрождается и забытые некогда обряды вновь входят в жизнь. Среди них есть повседневные, а есть и весьма интересные.

Например, свадьба. Она представляет собой торжественное театрализованное действо. Недаром существует выражение "играть свадьбу". Есть два типа свадеб: "праздник" и "драма". Первый больше характерен для южных народов - казаков, белорусов, украинцев. Суть в том, что, уходя из отчего дома, невеста откровенно радовалась. Второй же тип свойственен народам севера, Сибири. Невеста уже со дня сговора начинала причитать и убиваться о собственной доле, тем же самым занимались ее мать и подруги. Иногда для этих целей специально приглашали вопленицу, которая и вводила всех в это экстатическое состояние всеобщей трагедии.

Ну а гораздо южнее, в Египте, до сих пор жива традиция не видеть невесту до свадьбы, а если и видеть, то не говорить с ней. И развод у них носит весьма специфический характер. Достаточно мужу три раза сказать жене: "Ты свободна. Ты мне не нужна", и она тут же уходит. Конечно, к своим родителям. Унося с собой только приданое. Все просто.

9. Игры политические.

И снова эта скукотища - политика. А куда без нее? Тоже своего рода игра по принципу кто кого переиграет, переговорит, переубивает. Такая вот профессиональная игра, выдержать которую сможет не каждый. И слава богу.

Политика - это игра, результаты которой вещественны, а игроки - священны. Все мы являемся политиками "по случаю", когда опускаем свой избирательный бюллетень или, например, рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т. д. У многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. У других же - наоборот, жизнь - это тотальное вовлечение в игру, ради которой живут или за счет которой живут.

10. Игры прибыльно-биржевые.

Выгодное вложение денежных средств всегда занимало умы тех, кто более или менее обеспечил себя в этой жизни. Наиболее просвещенные покупают акции или паи инвестиционных фондов. Фонд вкладывает деньги своих клиентов в различные ценные бумаги, котирующиеся на бирже, таким образом извлекая из них прибыль путем участия в биржевых операциях.

На бирже существуют различные типы стратегий капиталовложений: кратко- и долгосрочные, покупки акций или ПИФов и др. Прибыль также получается различной: в среднем - 15-20% годовых - это для вкладчиков. Но если оперативно реагировать на изменения котировок, покупая акции на интервале роста и продавая на интервале падения курса, то на одной акции можно получить до 50% прибыли. А бывают и акции-рекордсмены. Например, только за первую половину 2000 года акции MorphoSys принесли порядка 800% прибыли! Но, чтобы выбрать такой фонд, его нужно угадать среди множества других.

На самом деле определение Игры не ограничивается этими десятью характеристиками, это просто маленькая часть, первой пришедшая в голову. Лучше задумайтесь - какую сферу нашей личной или общественной жизни мы не смогли бы подогнать под данную категорию?

Комментарии  Версия для печати   Рейтинг: