i=127
474 - 475 - 476 - 477 - 478 - 479 - 480 - 481 - 482 - 483 - 484 - 485 - 486 - 487 - 488 - 489 - 490 - 491 - 492 - 493 - 494 - 495 - 496 - 497 - 498 - 499 - 500 - 501 - 502 - 503 - 504 - 505 - 506 - 507 - 508 - 509 - 510 - 511 - 512 - 513 - 514 - 515 - 516 - 517 - 518 - 519 - 520 - 521 - 522 - 523 - 524 - 525 - 526 - 527 - 528 - 529 - 530 - 531 - 532 - 533 - 534 - 535 - 536 - 537 - 538 - 539 - 540 - 541 - 542 - 543 - 544 - 545 - 546 - 547 - 548 - 549 - 550 - 551 - 552 - 553 - 554 - 555 - 556 - 557 - 558 - 559 - 560 - 561 - 562 - 563 - 564 - 565 - 566 - 567 - 568 - 569 - 570 - 571 - 572 - 573 - 574 - 575 - 576 - 577 - 578 - 579 - 580 - 581 - 582 - 583 - 584 - 585 - 586 - 587 - 588 - 589 - 590 - 591 - 592 - 593 - 594 - 595 - 596 - 597 - 598 - 599 - 600 - 601 - 602 - 603 - 604 - 605 - 606 - 607 - 608 - 609 - 610 - 611 - 612 - 613 - 614 - 615 - 616 - 617 - 618 - 619 - 620 - 621 - 622 - 623
На главную страницу        >>>
  
Поиск по сайту
 

 

Валгалла им. Ленина

Комментарии Версия для печати
Пионерская организация с ее символикой, ритуалами и легендами несет на себе явственный отпечаток оккультизма. И пускай, подобно масонам, сами пионеры, быстро забыли о своем долге и предназначении, существование этой организации серьезно изменило судьбу нашей страны.



В первый раз я поехал в лагерь в восемьдесят пятом году. Это был огромных размеров лагерь "Чайка" где-то под Евпаторией, куда нужно было долго ехать через полстраны в плацкартном вагоне, а под сиденьем один из нас вез множество бутылок почему-то теперь исчезнувшего напитка "Бахмара". Сам пионерский лагерь представлялся мне тогда небольшим городом, многие районы которого так и остались тогда неизведанными. На киносеансах под открытым небом (нам упорно показывали "Арабеллу - дочь пирата" и "Третьего брата") и общелагерных мероприятиях (воздушные шары уносили в Турцию эмблему Фестиваля молодежи и студентов, "Рикки и Повери" бодро скандировали "Мамму-Марию" для танцующих пионеров) собирались, казалось, тысячи людей.

Пионерский лагерь - явление, уникальное прежде всего своей массовостью. Существует очень немного людей, чье детство пришлось на годы советской власти и кто не съездил бы в пионерский лагерь хотя бы раз. Ни одно скаутское движение в мире не смогло достичь такого же размаха. При этом, если у тех же скаутов основной акцент делался на том, чтобы дети овладевали определенными навыками - ориентирования на местности, выживания в полевых условиях, то пионерские лагеря всегда позиционировались как некое место для правильного отдыха, чья привлекательность не сводится к простой сумме приобретаемых там умений и имеющихся возможностей для самореализации.

Ни разводить костер, ни ставить палатку я в лагере так и не научился. Надо сказать, что никто этого от меня и не требовал. На соревнованиях по спортивному ориентированию мы моментально заняли последнее место, изящно выйдя от старта прямо к финишу, миновав все промежуточные пункты. Отыгрывались мы на театральных постановках, где регулярно брали все возможные призы, включая экскурсию в Бородино.

В свое время Пелевин в рассказе "Синий фонарь" очень правильно связал пионерский лагерь с темой смерти. Лагерь - это действительно место, где принимают в мертвецы.
Все, связанное с отъездом в лагерь, отчасти напоминает похороны - прощание с родителями, боязнь неизвестного, поездка в автобусе, часто того же типа, что используется в качестве катафалка. О смерти напоминают и детские страшилки, рассказываемые по ночам в спальнях, - все эти истории про синие руки, красные пятна и черные простыни. Таким образом отчасти заполняется лакуна в сознании, связанная с отсутствием информации о причинах перехода в потусторонний мир.

Пионерский лагерь является земной имитацией рая.
Много веков назад одно из колен шиитской секты ассасинов, воглавлявшееся "горным старцем" Гасаном уль-Джебалем, использовало для вербовки новых членов очень простую методику. Молодому человеку давали большую дозу гашиша и внушали, что он находится в райской долине, где цветут прекрасные сады, звери и птицы не боятся человека, а соблазнительные невинные девушки готовы осыпать его своими ласками. Вернуться в эту сказочную страну можно было, лишь истребив определенное количество неверных. "Будут возлежать они на ложах разукрашенных друг против друга, на изголовья облокотившись. Будут обходить их отроки, вечно юные, с чашами, кувшинами и кубками с напитком из родников, от которого не болит голова и не хмелеют; с плодами, каких пожелают они, мясом птиц, какого захотят они. Там для них - девы черноокие, большеглазые, подобные жемчужинам, в раковинах сокрытым, - и все это в воздаяние за то, что творили они в мире земном". (Коран, 56:15-24)

Пионерские лагеря выполняли аналогичную галлюцинаторным мирам функцию, хотя в этом случае обходилось без наркотических веществ. Дети попадали в страну, где царило вечное лето, где можно было купаться, ходить на дискотеки, играть в футбол, а их за это еще кормили и поили, требуя взамен лишь соблюдения определенной дисциплины. Счастье в обмен на свободу - это один из основополагающих моментов любой религии, трактующей вопросы посмертного воздаяния. При этом ребенок подсознательно начинал думать, что такая жизнь - это и есть обещанное светлое будущее, и если выполнять все требования системы, то когда-нибудь мы все окажемся в огромном пионерском лагере, где не будет больше забот и тревог.

Лагерь пионерский в массовом сознании неизбежно ассоциируется также с тюрьмой, или просто лагерем. Этому способствует наличие некоторых сходных черт - замкнутость территории, общая организация быта, различающаяся только степенью комфорта, разделение пионеры-вожатые и заключенные-охрана. Однако различия между этими двумя явлениями гораздо глубже, потому что если пионерский лагерь является моделью рая, то просто лагерь - это безусловно одно из земных воплощений ада, куда человек попадает после того, как нарушит данные ему предписания. Эти два лагеря соотносятся между собой примерно как Валгалла и Хель в скандинавской мифологии.

Время от времени в пионерских лагерях всплывала проблема "деревенских", явных кандидатов на попадание в лагеря. То они приставали к девушкам, то устраивали драки со старшими отрядами. Все это по большей части ограничивалось невнятно пересказываемыми слухами, но от сознания того, что рядом, за забором, кипит и ворочается чужая и недобрая жизнь, становилось еще интереснее.

Безусловно, из миллионов детей, прошедших через пионерские лагеря, определенная часть оказалась отбракована. Не все были способны увидеть рай в небольшом мирке, живущем по строгому расписанию за железным забором. Кто-то находил Эдем в дедовском доме со скрипящими половицами, подшивками пыльных журналов в шкафу и раскидистым старым деревом в дальнем углу сада. Кто-то всю жизнь мечтал вернуться в пустынный солнечный город своего детства, с невысокими домами и медлительной речкой под обрывистым берегом. А кто-то так и не смог найти рай на этой земле. Все это совершенно нормально для задуманного грандиозного проекта, в котором не всегда было время и силы искать индивидуальный подход к каждому ребенку. Тем более что людей, побывавших в каком-нибудь "Дзержинце", "Чайке" или - мечта почти недостижимая, детальное воплощение Града Небесного - "Артеке" и бережно хранящих воспоминания о тех счастливых днях, все равно неизмеримо больше.

Комментарии  Версия для печати   Рейтинг: