i=26
45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58 - 59 - 60 - 61 - 62 - 63 - 64 - 65 - 66 - 67 - 68 - 69 - 70 - 71 - 72 - 73 - 74 - 75 - 76 - 77 - 78 - 79 - 80 - 81 - 82 - 83 - 84 - 85 - 86 - 87 - 88 - 89 - 90 - 91 - 92 - 93 - 94 - 95 - 96 - 97 - 98 - 99 - 100 - 101 - 102 - 103 - 104 - 105 - 106 - 107 - 108 - 109 - 110 - 111 - 112 - 113 - 114 - 115 - 116 - 117 - 118 - 119 - 120 - 121 - 122 - 123 - 124 - 125 - 126 - 127 - 128 - 129 - 130 - 131 - 132 - 133 - 134 - 135 - 136 - 137 - 138 - 139 - 140 - 141 - 142 - 143 - 144 - 145 - 146 - 147 - 148 - 149 - 150 - 151 - 152 - 153 - 154 - 155 - 156 - 157 - 158 - 159 - 160 - 161 - 162 - 163 - 164 - 165 - 166 - 167 - 168 - 169 - 170 - 171 - 172 - 173 - 174 - 175 - 176 - 177 - 178 - 179 - 180 - 181 - 182 - 183 - 184 - 185 - 186 - 187 - 188 - 189 - 190 - 191 - 192 - 193 - 194
На главную страницу        >>>
  
Поиск по сайту
 

 

Тайная наука

Комментарии Версия для печати
Михаэль Лайтман - крупнейший каббалист современности. В прошлом - биокибернетик, убедившийся в ограниченности традиционного научного познания, сегодня - он преподаватель каббалы, рав, мудрец. Недавно он прилетал в Россию, всего на три дня. Эксклюзивно для читателей "Faкeла" - интервью со специалистом в этой древнейшей тайной науке.




Fакел: Почему каббала называется "тайной наукой", почему именно наука и почему - тайная?

Михаэль Лайтман: Я хочу подчеркнуть, что речь идет не просто о науке, а строго о практической науке. Каббала, так же как и в традиционная наука, для описания определенных процессов и их следствий, использует свой технический язык, располагает своим сложным математическим аппаратом: вектора, силы, схемы, формулы, графики... Обычная наука - при помощи микроскопов, телескопов, всевозможных датчиков и приборов - всего лишь пытается расширить границы наших органов чувств, но все это не изменяет самих ощущений - мы как бы замкнуты в них. Душа человека, смысл его поведения и мотиваций, находится вне пределов исследования. Каббала же как наука предлагает свой способ изучения мира при помощи развития дополнительных способностей человека. К тому же он начинает еще и глубже понимать ту материю, с которой он связан профессионально - будь это психология или медицина, механика или программирование. Для постижения обычных наук человеку нет необходимости менять свои внутренние свойства, даже с идеей истребления себе подобных он все равно может быть прекрасным физиком или химиком. Каббалист же, приобретая новые свойства и способность оперировать ими, постигает законы мироздания и вследствие этого получает в свою власть огромные силы. Ну а "тайная" она потому, что все, что изучающий эту науку узнает о мире, он узнает внутри себя. Только ему одному и известно, что с ним происходит, от остальных же его познания и ощущения скрыты. То есть, вы начинаете постигать мир, скрытый для других. Для тех, кто не развил в себе определенный альтруистический орган ощущений, каббала является тайной наукой.

F.: Помимо каббалы вы также занимаетесь лечением людей. Что это за терапия?

МЛ: Да, я принимаю пациентов, каждый день по два часа. И горжусь тем, что я зарабатываю сам, а не живу на какие-то там пожертвования. Каббалист обязан жить на то, что он зарабатывает, как обычный человек. Обязан иметь семью, детей и все сопутствующие проблемы, которые есть у каждого из нас в этом мире. Каббала абсолютно против того, чтобы уходить куда-то "в монастырь", против отшельничества и ограничения в чем-либо. Наоборот - развитие должно происходить в условиях нашего мира, через преодоление всех его проблем. Что же касается лечения, то мне просто известны духовные источники заболеваний, и там, где возможно, я помогаю. В основном, моя область - разум и чувства. Я могу все чувства человека привести в уравновешенное состояние. Страхи, тревоги, всевозможные иллюзии. Все,что относится к ментальному, душевному, духовному в нас. К этому я имею самое близкое отношение, потому что оно находится выше всего у человека. То есть ближе всего ко мне. Кстати, говоря о разуме - хорошо поддается лечению отсталость, вплоть до действительно очень отсталых и в физическом, и в умственном развитии детей. В целом же все это тоже каббала, только немножко приспущенная до границы нашего мира.

F.: Чем должен руководствоваться человек, чтобы поступать более правильно - разумом или чувствами?

МЛ: Для каббалы этого вопроса не существует, поскольку и то и другое в человеке - единая система. Мы же видим, как природа в нашем мире относится к маленькому человечку - она не дает ему возможности двигаться, чтобы он не навредил себе, не вывалился из окна, например. И только в той мере, в которой он более или менее начинает соображать, природа дает ему возможность управлять своим телом. А затем прекращает следить за ним и вовсе. В каббале происходит нечто подобное, но в более строгих рамках - только в той мере, в которой можно правильно управлять своей судьбой, человек получает доступ к пульту управления. В каббале - чувственное и разумное всегда идут параллельно. Вы ни в коем случае не сможете почувствовать больше, суметь больше, чем вы знаете. Поэтому от нас и скрыт духовный мир, поскольку только по мере его познания я начинаю ощущать его. А по мере познания и ощущения я начинаю уже активно входить в него и управлять. Вот и получается, что человек, входящий в высший мир, не может вредить. Это невозможно по своей сути.

F.: Так называемое духовное богатство человечества: произведения искусства, научные открытия, и вообще, творчество, озарения - имеет ли все это какую-то связь с высшим миром, с духовным?

МЛ: Нет никаких связей между стремлением человека к самовыражению в искусстве и науке, и устремлением к духовному. Это не более чем желание самоутвердиться. Человек желает выразить себя, излить себя, показать себя - неважно, будут другие на него смотреть или нет. Показать себя прежде всего перед самим собой. Это относится к одному из проявлений эгоизма, и причем к большому эгоизму, к высокому. Мы видим, как художники, композиторы готовы голодать, страдать, готовы умирать на своих мольбертах, на своих партитурах. И тех и других понуждает к этому эгоизм. Человек в своей собственной эволюции проходит через несколько стадий развития желания. Сначала - стремление к животным наслаждениям: к пище, сексу, семье. Затем, к общественным: к богатству, почестям, славе. И потом - к знаниям. Вот так. А затем, только после всех этих желаний, уже возникает в человеке "точка в сердце" стремление к высшему миру. И к искусству это никакого отношения не имеет. Мы видим, что люди искусства - совершенно эгоистические, со множеством всяких пороков, готовые в том числе и на любую подлость.

Желание к славе - оно и побуждает человека к таким вот порывам выражения себя. К духовному, к возвышенному, к альтруистическому это не имеет никакого отношения. Человек безусловно должен себя реализовывать, но он должен реализовывать себя в подобии Творцу. А этого ни в каком искусстве нет.

F.: Творец - что это такое?

МЛ: Творец - это не красивенький и добренький старичок, который где-то сидит и думает о нас. Это примерно то, что представлял себе Эйнштейн как единый закон всего мироздания. То есть, это самый глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем. Начиная с мельчайшей клетки, через все организмы, до целой космогонической структуры. Творец - это общая природа всего мироздания. Но когда мы вникаем в эту природу глубже, мы видим, что это - мысль. Ученые начинают сегодня это понимать. Я встречаю статьи в научных журналах, где они уже говорят о том, что за физическими законами они ощущают мысль, управляющую этими законами. Практически это приближение к потолку того, чего мы в этом мире можем достичь. Дальше уже начинается только чувственное познание.

F.: В одном интервью вы говорили, что на основании логики и фактов можно взаимодействовать с высшим миром. И что сначала вы обнаружили чисто логические доказательства существования Творца. Что это за доказательства?

МЛ: Интересно, где и когда я такое говорил? Как мы можем на основании логики говорить о том, что такое Творец? Мы, конечно, можем рассуждать об этом, но что толку - это ведь не доказательства. Я могу говорить, что существует огромная мудрость в функционировании любого организма и каждой клетки. Что вокруг нас повсюду причинно-следственные связи. Мы видим, что в природе ничего не происходит зря. И на основании этого, логично рассуждая, мы можем убеждать себя и других в том, что природа очевидно разумна. Когда-то я был ученым, занимался наукой - медицинской биокибернетикой, а именно: изучал функционирование живого организма как систему причинно-следственных, целенаправленных связей и взаимодействие их между собой. О каждой клетке я мог это сказать, а обо всем организме - нет, не мог. И тут, естественно, у меня возник вопрос: а для чего тогда вообще существует мир? Я не смог ответить на этот вопрос. И поэтому стал искать дальше, и так дошел до каббалы. Ответы на вопросы находятся уже на более высокой ступени. Так же, как мы - человеки - можем исследовать животное, так же тот, кто находится на ступени выше нашей, может исследовать уже человеческий уровень. То, что находится выше нашего уровня, как раз и называется Творец, хотя там существует многое и кроме этого.

F.: Нелегко согласиться с утверждением каббалы, что зло - это на самом деле добро, которого мы не ощущаем. Добро, потому что опыт страданий развивает в человеке стремление к духовному. Может, тогда человек должен оправдать таких носителей зла, как Гитлер, Сталин, бен Ладен, более того, считать их ускорителями прогресса?

МЛ: Я н-и-к-о-г-о не осуждаю. Поскольку мы находимся в наших испорченных свойствах, то все доброе управление свыше при приближении к нам, при вхождении в нас, отзывается в нас противоположным образом. Противоположность наших и Его свойств меняет Его управление с доброго на злое. И это злое имеет свою цель: показать нам, насколько мы слабы. Насколько мы никчемны... насколько мы ни на что не целенаправлены. Чтобы вынудить нас в конечном итоге искать Его. Как единственный источник управления, как единственный источник нашей судьбы. Люди, вершащие судьбы человечества, такие, как Гитлер, Сталин... Это могут быть и Энштейн и Маркс, может быть и великий Жан-Жак Руссо, да неважно кто... Все они проводят какое-то действие Творца в наш мир. То есть через них, через их тело проходит определенная информация, которую они здесь, в нашем мире, уже выдают. Или в виде открытий, или каких-то революционных преобразований, или в виде жестокости - Гулагов или газовых камер. Но все они - посланники Творца. И если мы закрываем на это глаза, мы таким образом просто не желаем напрямую иметь дело с элементарной и единственной истиной, существующей в мире. Почему мы игнорируем ее: во-первых, нам не верится, что добренький Творец мог бы сделать такое зло. Во вторых - потому что даже в нашем никчемном состоянии просто есть к кому обратиться. Допустим, есть Творец - такой добренький, старенький, которому мы можем поплакаться и который нам поможет, спасет у себя под крылышком от некоего сверхзлодея. Так верить очень выгодно для человека, очень удобно.

Тогда он может немножечко поныть, попросить, быть может, дать милостыню кому-то... И надеяться, что после этого ему и всем будет хорошо. Но если мы здраво посмотрим на мир и зададимся вопросом: а почему же Он нам это плохое посылает? Ведь если Он меня бьет, если я чувствую, как от Него исходит ко мне ненависть, то нечего мне тут плакать - не поможет. Я должен искать причины этой ненависти. Он посылает мне эти страдания, чтобы я исправился, изменил свою природу. Если я сделаю это, то сигналы, исходящие от Него, я почувствую в их изначальном виде: как бессмертие, совершенство, всезнание, любовь. А поскольку я обратен Ему, то все, что исходит от Него как добро, я воспринимаю отрицательно. Поэтому весь мир полон страданий. И эти страдания являются силами, понуждающими нас к исправлению. До тех пор пока человечество этого не осознает, оно будет страдать в каждом поколении - все больше и больше. И впереди нам предстоят еще огромнейшие страдания. Потому что сегодня мы еще не желаем заняться выяснением вопросов: откуда они исходят? почему они исходят к нам в таком виде?

F.: Многие сотни лет и до сих пор западная магия использует в своей практике каббалу. Значит ли это, что применение каббалы в данной области дает определенный эффект?

МЛ: Любой человек при помощи определенных психологических упражнений может развить в себе такие же способности, как и любой маг, шаман и т. д. Это не более чем тренинг, и для этого больше ничего не надо. И вообще, подобными способностями обладало множество людей, особенно всевозможных жрецов в различных религиях. У меня и сейчас происходят встречи с подобными людьми, очень часто ко мне обращаются израильские бедуины. Они живут в пустыне, в Нэгеве, и у них абсолютно четкое ощущение природы. Как-то один такой, глядя на птичку в небе, вдруг говорит: в сорока километрах отсюда едет джип и в нем два человека. Я спрашиваю: откуда ты знаешь, что едет джип? Он отвечает: просто я вижу это через птичку, и все. Эти бедуины работают у нас в армии как следопыты. Есть специальные войска, куда набирают таких вот следопытов. Так что любой человек способен на подобное. Только он должен в себе это заново разработать. А зачем? Что ему это даст? Даже если он будет знать свое будущее, какой от этого толк? Он ведь не сможет им управлять. Поэтому все эти маги, волшебники, они в принципе, как дети, которым дали посмотреть, что находится в мире, но у них нет никакой силы, чтобы что-то изменить. Все эти чудеса никакого отношения к каббале не имеют. Каббала оперирует четким управлением над собой, над своей душой, посредством так называемого экрана. Этот экран можно приобрести только каббалистической методикой. Но тогда ты - каббалист, а не маг, не факир и не шаман. Пока ты не обрел экран - силу сопротивления эгоизму, тебя не допускают к выполнению каких-либо действий в духовном мире. То есть допуск возможен только в той мере, в которой человек обрел независимость от своей природы.

F.: В иврите каждая буква оцифрована, и общая сумма слова раскрывает его глубинный смысл. Можно ли по той же системе оцифровать английский или русский алфавит, чтобы каждый в своем родном языке тоже смог обнаружить нечто большее?

МЛ: Я этот вопрос задал своему раву, когда только начал заниматься. Потому что у меня русский язык был все-таки родной, а иврит второстепенный. Иврит произошел от древнего языка Междуречья, на котором говорил Авраам. Начав получать каббалистические знания, он взял этот язык за основу, и излагал на нем свои знания. А ученики стали уже объясняться на этом языке. Так и появился иврит. То есть иврит - это каббалистический язык, потому что мы четко знаем соответствия между названиями нашего мира и его духовными корнями. Название каждой буквы, ее начертание, все элементы начертания дают нам исчерпывающую информацию о духовном сосуде - парцуфе. Сочетания букв уже предоставляют нам данные о метаморфозах этого парцуфа, а собрание и порядок слов в предложении являются как бы формулой, по которой действуют эти духовные сосуды для выполнения какой-то определенной задачи. В иврите отсутствуют гласные – они заменяются точками и всевозможными значками. Точки под буквами, называемые некудот – говорят нам о том, каким образом из этих букв исходит свет. А значки, которые называются таамим – добавляют напев в слова. Этот напев-таамим показывает каким образом свет входит в буквы, то есть в сосуды. Так что этот язык, как и любой машинный язык, например, cobol или fortran, создан, чтобы общаться с некой системой, чтобы она понимала тебя а ты ее - туда и обратно. Поэтому придумать сегодня вместо иврита другой каббалистический язык просто невероятно. Для этого нужны большущие каббалисты, величайшие. В нашем мире нет человека, который может об этом даже мечтать.

F.: Вы выходец из России, остались ли у вас здесь друзья, родственники, поддерживаете ли вы с ними отношения?

МЛ: Я уехал из России в 72-м году. В 74-м прибыл в Израиль, и с тех пор в России не был. Почти все мои родственники живут в Канаде, я один в Израиле. Они живут там, потому что их интересует совсем другая жизнь. А я живу только среди своих учеников. Если у меня нет общих интересов с человеком, то как можно поддерживать с ним отношения? А вообще, кроме матери и сына, все остальные - это только ученики. Или ученики здесь, в Москве, в России, или в Европе, Америке, Израиле. Это вся моя жизнь, я нахожусь внутри этого. И сюда я приехал только ради этого. Я очень чувствую эту страну - Россию, я отсюда корнями. Я всю свою юность и взросление прожил в Ленинграде. И я очень... я действительно впитал это в себя. Это и сегодня определяет мою ментальность, я чувствую, насколько это внутри меня. Я рад, когда чувствую русского человека, потому что я его понимаю. В отличие от коренных израильтян, которых я не понимаю до сих пор. А то, что здесь, - это все равно мое и уже не уйдет с годами. Я думаю, что в этом вообще вся проблема России и ее пути. Мне кажется, что в ближайшем будущем миллионы людей это обнаружат: что действительный путь России - это развитие души, постижение высшего мира. А иначе все равно ведь ничего не поможет. Не помогут ни миллионы долларов, ни американские технологии, ни европейский подход к жизни - все это русскому человеку не надо. Ему нужно внутреннее что-то, а это может быть только раскрытие мироздания. Поэтому я уверен, что мы здесь найдем своих друзей, как вы спросили: где друзья мои? Их мы здесь найдем.

F.: Каббала утверждает, что в течение жизни в человеке сменяется очень много душ. Тогда что такое Я человека - то, что присутствует в нем неизменно?

МЛ: Да, в течение жизни в человеке меняется бесконечное количество душ, даже каждую секунду души меняются. Под душами подразумеваются желания, определенные духовные желания к Творцу. Эти желания все время меняются, совершенствуются, поднимаются, и поэтому говорится, что человек постоянно меняет как бы души. Это и называется кругооборотом душ. Мы находимся в непрерывном кругообороте, во вращении, постоянной смене желаний.

Вообще, на это надо смотреть очень просто. Душа - это не то, что многие привыкли представлять себе как некий духовный пакет, который посылается сверху, входит в тебя, и все. И с ним ты всю жизнь живешь. Ничего этого нет. Мы ведь и так уже в духовном мире, и поэтому ничего сверху в нас не посылается и мы тоже никуда не посылаемся. Понимаешь? Смотри на это проще. Это кажется совершенно запутанным, а на самом деле все это очень просто. Чем больше человек узнает о высшем мире, тем проще становится все вокруг. Все очень логично. Ну а все наши запутанности, потемки эти - от незнания, от неощущения. Когда же все проясняется, видишь только простой однородный высший свет, который заполняет собой все творение. И все души как бы находятся внутри него.

F.: Что остается от личности после смерти? Сохраняется ли какой-то опыт, приобретенный в прошлом теле? Если ничего не остается, зачем тогда вообще к чему-то стремиться, не проще ли в этой жизни расслабиться, а совершенства, которое все равно неминуемо, достичь в будущих телах?

МЛ: Ха-ха. Во-первых, если мы можем что-то сделать, то только в этом мире, а не в будущем. После смерти нам уже делать нечего. Во-вторых, все, что мы проходим в предыдущих жизнях, сохраняется - из кругооборотов, из жизни в жизнь. И поэтому каждое новое поколение более способно, более развито, чем предыдущее. Я, допустим, с трудом осваивал компьютер, долго соображал, что мне с ним делать. А мой маленький ребенок как будто родился вместе с ним. Запросто. Почему? Потому что это уже новая душа, в новом кругообороте, но со старым опытом.

Вот так. Прошлая жизнь, прошлые свойства, качества, опыт - все это остается в нас в виде записей информации вне оболочки. И поэтому когда мы переходим из одного состояния в другое, из одной жизни в другую, мы берем все это с собой. Только оно в нас перемешивается, трансформируется и проявляется совсем по-иному. В прошлой жизни я мог быть совершенно жутким, жестоким человеком, по характеру - настоящим зверем, а в этой - вдруг стал совершенно другим. Потому что при потере внешней физической оболочки, информация, приобретая другую оболочку, может выражаться совсем в противоположном виде. Все наши человеческие свойства не имеют никакого отношения к духовному. Все эти якобы хорошие и плохие человеческие качества.

***

ФАЙЛ

История каббалы как науки начинается около 6000 лет назад - вместе с историей цивилизации. Слово "каббала" (получение) выражает стремление получить полное понимание устройства мироздания. Каббалистические книги представляют собой инструкции, основанные на опытных данных - это прежде всего методика. На протяжении веков эти учебники самым таинственным образом изчезали и появлялись вновь. Каббалисты убеждены, что первый такой учебник написал не кто иной, как первый человек - Адам. Назывался он "Тайный ангел". Уже тогда текст сопровождался схемами, графиками и таблицами. Второй учебник - "Книга создания" - написан праотцом Авраамом в Древней Персии. Язык в ней стал еще более научен, а все понятия четко систематизированы. Далее, примерно 3500 лет назад, Моисей, который также был великим каббалистом, написал Тору - основной свод Библии, мировой бестсселер на все времена. В форме исторического повествования, необходимой для людей того времени, он изложил систему функционирования духовных ступеней. Он был первым, кто стал заниматься практическим приложением высших сил в нашем мире. Но наиболее фундаментальным каббалистическим трудом является книга "Зоар", написанная 1500 лет назад раби Шимоном Бар Йохай. Он написал ее в пещере, где много лет скрывался от римлян. Раби Шимон был одним из самых значительных людей своего поколения. Cразу после написания книга "Зоар" была спрятана в пещере. Через несколько столетий ее нашли жившие поблизости арабы и стали использовать как оберточную бумагу для продуктов на рынке. Один из каббалистов, купив у них рыбу, обнаружил, в какой бесценный документ она завернута. Скупив все остававшиеся бумаги, он собрал их в одну книгу. Но еще долго "Зоар" изучали тайно, впервые ее издали только в XIII веке, в Испании. "Информация о мире бесконечности может быть раскрыта только когда в ней возникает необходимость". Следующим столпом в истории каббалы стал Ари (Ицхак Лурия, 1534-1572), создавший систему обучения, пригодную для всех, - для людей любой национальности и расы.

Благодаря ему каббалой заинтересовались даже в королевских домах Европы, которая переживала тогда эпоху Ренессанса, Возрождения. Ари скончался в возрасте 38 лет, и все его труды, согласно завещанию, были спрятаны, а часть захоронена вместе с его учеником. Впоследствии из этих спрятанных страниц собрали книгу "Древо Жизни", а из извлеченных из могилы ученика - "Восемь врат". И вот, в конце XIX века, появляется Бааль аСулам (Йегуда Ашлаг, 1885-1956). Он был известным судьей и специалистом по праву в Варшаве. Каббалисты считают, что в него вошла душа, которая облачается в тело всякий раз, когда приходит время дать миру новую систему обучения. Эта же душа была и в авторе "Зоара" и в Ари. Бааль аСулам адаптировал каббалу для современного поколения и придал методике строгий научный вид. Несмотря на то что Бааль аСулам сжег часть своих произведений, он оставил ТЭС - основной учебник по каббале в 16-ти томах. На сегодняшний он считается единственным и наиболее эффективным методическим пособием по этой науке. Известно, что Бааль аСулам писал по 18 часов в сутки, и даже с посторонней помощью невозможно было разжать ему руку, чтобы вытащить перо. Его старший сын и последователь Рабаш (Барух Ашлаг, 1907-1992) стал последним из великих каббалистов прошлого - "последним из могикан", как называет его Михаэль Лайтман, который на протяжении 12 лет, до самой его кончины, был его ближайшим учеником и другом.

Комментарии  Версия для печати   Рейтинг: