Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Девочки-волшебницы
На главную страницу >>>
  

 

 

Девочки-волшебницы

Аниме - это не совсем японские мультики, как думают некоторые в высшей мере несознательные граждане. Само слово "мультипликация" происходит от английского multiply (умножать, размножать), а анимация, японским вариантом звучания которой и является аниме, происходит от animate (оживлять).



Аниме зародилось в Японии еще 1913 году, а первые анимационные фильмы появились в 1917-м. Эти картины были немыми, с довольно несерьезной по сравнению с современными картинами продолжительностью - от одной до пяти минут. Первым японским аниме-фильмом считается "Новый альбом набросков" (1917) Симокавы Дэкотэна, с которого, собственно, и начинается эпоха аниме. Если вначале фильмы экранизировали классические японские и китайские сказки или пытались повторить какой-либо популярный западный сюжет, то позднее, в 60-х годах аниме в большинстве случаев стало экранизацией манги - произведений японского искусства, сочетающего в себе графическое (художественное) описание ситуаций и сопроводительный текст. Казалось бы, проще сказать - комиксы, но стыдно было бы так упростить целый пласт культуры, история которого насчитывает тысячу лет. Вообще, манга часто выпускается толстыми томами - танкобонами, что придает ей солидности и позволяет претендовать, если уж автор (мангака) преследовал такую цель, на жанр серьезного произведения.

Насладиться женскими образами в аниме мы смогли в конце 60-х годов, когда стал популярен жанр "девочки-волшебницы" - истории об обычно молоденьких и несмышленых красавицах, на которых неожиданно сваливается с неба великая сила, которую они должны употребить во благо чего-нибудь. Так, в 1966 году студией Toei Douga был выпущен первый и очень успешный сериал "Ведьма Салли" по мотивам манги Ёкоямы Мицутэру. С тех пор количество "девочек-волшебниц" на душу японского населения неуклонно росло, так что граждане с параноидальными наклонностями должны были, кажется, и вовсе не выходить из дома - если верить аниме, чуть ли не каждая вторая девушка могла оказаться колдуньей, а за каждым деревом вполне мог бы прятаться демон.

В принципе, все героини этого жанра довольно схожи - они молоды, обычно красивы - где вы видели в аниме некрасивую героиню? - и имеют стойкое желание послать все эту магию подальше-подальше и зажить спокойной жизнью. А то что это такое - даже с мальчиком на свидание не сходить, сразу какой-нибудь демон нападет, а то и сам кавалер гадостью с щупальцами обернется. Что ж, желание весьма достойное и всячески поощряемое, потому что если все девушки разбегутся с темными силами воевать, кто ж очаги по всей Японии беречь будет? Так что барышни, пытаясь противостоять злу и демографическому кризису, выносят демонов направо и налево, а в перерывах между битвами ищут себе хорошего мужа. Это, так сказать, женский вариант "девочек-волшебниц", мужской вариант этого же жанра лишает нашу героиню существенной доли наивности, зато наделяет не менее существенной долей сексуальности. Хорошим, а главное, необычным для того времени примером послужил сериал "Волшебница Мэгу", вышедший в 1974-1975 годах. Его главная героиня, Кандзаки Мэгу - претендентка на трон королевы мира демонов. Естественно, свято место пусто не бывает, не одна Мэгу хочет посидеть на царском стульчике, поэтому кандидаток подвергают "страшным" испытаниям, посылая их на Землю, чтобы те научились жить среди людей и отточили свое демоническое мастерство. Ясное дело, что демонэсса не похожа на прежних тихих, очаровательных и неискушенных волшебниц, которыми изобиловали предыдущие сериалы.

На перекрестках жанров наблюдаются еще более явные расхождения с классической "девочкой-волшебницей". Например, многосерийный фильм начала 90-х "Йоко - охотница на демонов", мягко говоря, не наделяет главную героиню тщательно акцентируемой невинностью и наивностью пятилетнего ребенка. Если героиня другого сериала "Прекрасный воин Сэйлор Мун" в течение 200 серий около пяти раз переживала свой первый поцелуй, то Йоко, 108-я в своем роду охотница, так часто по "долгу службы" становится свидетельницей разнообразных оргий, что никаким поцелуем ее уже не смутишь. Насмотрелась девочка, что поделать - трудное детство, похотливые демоны. Так что героини хентайного варианта "девочек-волшебниц" в первую очередь сексуальны, милы и, как и все остальные волшебницы, мечтают о стабильных отношениях с не менее сексуальным и милым мальчиком. Что поделать, хентай - эротико-порнографическое аниме - рассчитано на мужскую аудиторию, а ей подавай жесткий секс, огромную грудь и тайное удовлетворение от того, что даже с такими красавицами кто-то спит, значит, и они смогли бы.

В остальных жанрах уже нет необходимости делать барышень столь наивными, ведь сюжет во многом держится на характере главной героини, а на ребенке серьезный автор далеко не выедет (если он не садист). Конечно, иногда вся история завязана на возрасте персонажа, например, Евами из сериала Neon Genesis Evangelion могут управлять только подростки, и две девочки-пилота - Рэй и Аска, мягко говоря, своеобразны. "Ева" - вообще серьезное аниме, углубившее характеры персонажей до такой степени, что сравнивать их, а тем более искать закономерности, с другими женскими образами совершенно невозможно - ну где еще вы видели девочку, которая кричит "я сама" и бросается в омут с головой каждый раз, как представляется возможность для того, чтобы на нее обратили внимание, чтобы поверили, что она чего-то стоит, девочку, видевшую свою мать висящей под потолком. Многие аниме заняты тем, что копаются в прошлом и в проблемах своих персонажей, но очень мало фильмов, герои которых настолько погрязли в своих совсем не детских бедах.

Но что я там говорил? Все героини аниме женственны и милы? Не верьте! Многие барышни берут на себя роль, японской женщине в общем-то несвойственную, - роль мужчины. Естественно, не всегда они при этом считают себя представителями сильной половины человечества - иногда девушкам просто не хватает изящества и внутренней женственности, чтобы выглядеть покорительницами мужских сердец, но случается, что героини играют в эту игру вполне сознательно. Такова Харука из "Прекрасного воина Сэйлор Мун", у которой сердце парня, по заявлению создательницы манги, лежащей в основе сериала, Наоко Такеути. Хару, как и любой важный в аниме герой, красива, но красота ее неженственна. Тем не менее персонаж Харуки Тено по-своему уникален для аниме - если лесбиянки все-таки попадаются, хоть и нечасто, например, Утена из "Юной революционерки Утены" или Крис из "Боевых атлетов", то встретить в очаровательном почти детском сериале транссексуала - почти невероятная удача. Возможно, сам автор до конца не осознавал, кого создает, но результат превзошел все ожидания - Харука притягательна своей мужественностью и обаянием для обычных девочек, вдвойне притягательна для лесбиянок и желанна для многих мужчин анимешной иллюзией женственности.

Вообще лесбиянка как таковая - не очень характерный для аниме образ, может быть, в силу патриархальности Японии. Как бы там ни было, гомосексуально ориентированных девушек можно пересчитать по пальцам, большинство барышень мечтает о своем принце на белом коне и куче детишек, бегающих по дому. Если не считать снятых по юрийной (повествующей о женской любви) манге "Атлетов", то особенно занятна с этой позиции опять же "Утена". Помимо самой Утены, переквалифицировавшейся в мальчика из-за неясных воспоминаний детства о неком принце, который был столь прекрасен, что восхищенная малышка решила сама им стать, интересен еще и персонаж Дзюри Арисугавы. Вот это действительно - Женщина с большой буквы, пускай и не слишком в японском стиле, сильная, умная, сексуальная от природы, при этом тайно влюблена в девушку, сбежавшую когда-то с их общим другом. Дзюри уверена, что чудес не бывает, и всячески пытается это доказать Утене, старательно изображающей мальчика и своим идеализмом сбивающей с толку несчастную женщину. Вообще, такой фатализм героиням аниме несвойствен. Мрачные барышни встречаются либо в картинах, проникнутых "глубоким внутренним трагизмом" и целиком сосредоточенных на внутреннем мире персонажей, либо там, где своей хмуростью они удачно контрастируют с их более веселыми приятельницами. Хороша в своем агрессивно сексуальном и при этом напрочь лишенном дружелюбия образе Присс, героиня Bubblegum Crisis Tokyo 2040. Характер девушки и ее ориентация с трудом поддаются определению в течение практически всего фильма - Присцилла ведет себя агрессивно и по-мужски, по физической форме даст фору большинству мужчин, неразговорчива и вообще производит впечатление "социально неадаптированного элемента", каковым, скорее всего, и является.

Так что же можно сказать о "типичной анимешной барышне"? А что можно сказать о "типичной барышне" вообще? Любая женщина, попытайтесь ее классифицировать, доступно объяснит вам, что она уникальна. Тип девушки в аниме, если уж пытаться вогнать этих акварельных красавиц в какие-то рамки, зависит от жанра. В "девушках-волшебницах" это обычно наивная юная прелестница, смотрящая на мир огромными, свойственными молодости (по представлениям аниматоров) глазами и мечтающая о "простом человеческом счастье". В сэнтай, рассказывающем о приключениях группы персонажей, героине непременно присуще столь ценимое в Японии "чувство локтя", способность постоять за себя и за своих друзей. Естественно, при этом девушка не должна терять женственности - это всячески порицается. Так Ранма, герой комедийного сериала "Ранма 1/2", постоянно обиженно заявляет своей подруге Акане, что она кавайикутэ - немилая. А вот героини жанра "кавайи" (прелесть) как раз весьма однозначны - типичные девочки-цветочки, наивные до глупости, симпатичные до приторности и дружелюбные до отвращения. Барышни в стиле "киберпанк" бывают, как можно убедиться на примере "Кризиса", самыми разными, но что они умеют непременно - так это дать нехорошему человеку сдачи. Если же говорить о героинях, пусть и редко встречающихся, жанра "мехи" (огромные управляемые роботы), то девицы вызывают стойкую ассоциацию со "спортсменками, комсомолками и просто красавицами", которые и мех на скаку остановят, и с горящей станции товарища выведут. Девушки из спортивного аниме отличаются от всех остальных ровно тем же, чем живые спортсменки отличаются от неспортивных барышень - упорством в достижении результатов на спортплощадке.

Да и вообще, неблагодарное это дело - женщин классифицировать... Красивые они, милые, добрые... Немного неправдоподобные, да? Слишком хороши? Как знать, как знать... Все-таки не из воздуха же их берут, красавиц этих рисованных. Может быть, разбираясь в запутанных проблемах какой-нибудь очередной Лэйн, мы чуть лучше поймем живых женщин. А может, и нет. В конце концов, аниме смотрят по разным причинам... И одна из них - очаровательные анимешные барышни!