Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Как не повезло яблоку
На главную страницу >>>
  

 

 

Как не повезло яблоку

Маркс, Эйнштейн, Эйзенштейн, Достоевский. Все эти люди полностью перевернули наше представление об экономике, физике, кино, литературе. В семнадцатом веке человек по имени Ян Амос Коменский полностью перевернул все представления о том, какой должна быть школа. Сейчас идеи Коменского уже никто не считает революционными просто потому, что с принципами, которые он сформулировал, согласны практически все современные педагоги.

Для того времени Коменский, конечно, стал Fakeл'ом, осветившим мрачные своды средневековых учебных заведений. Коменский оказался в традиционной латинской школе уже в зрелом возрасте, и потому осознал всю порочность тогдашних методов обучения. Его не устраивало буквально все: и твердолобые учителя, и практика общения учителя с учеником "один на один". Но больше всего - зубрежка.

Ян Амос смекнул, что заучивание без понимания не дает практически никакого результата. И предложил сделать все наоборот.

Например, великий педагог придумал такой учебник по латыни, в котором вместо таблиц склонений-спряжений были примеры из реальной действительности. Коменский считал, что слова и вещи должны восприниматься одновременно.

Коменский создает "Мир чувственных вещей в картинках", гуляет со своими учениками и показывает им, как выглядят реальные предметы. Он дает им возможность познать мир не только разумом, но и всеми органами чувств. Понять, что такое яблоко очень просто. Нужно на него посмотреть. Нужно его понюхать. Съесть в конце концов. Наглядность - во всем!
Рисунок впервые стал дидактическим материалом.

Коменский считал, что человек запоминает только то, что может понять. А понять его ученикам нужно было очень многое. Задачи учебного процесса состояли в том, чтобы: "ничего не существовало ни на небе, ни на земле, ни в воде, ни в подземных глубинах" и т.д. и т.п., чего бы основательно не постигали те самые кандидаты. Ибо, не познав всего, ты не сможешь выбрать лучшее, а следовательно, не видать тебе блаженства как своих ушей. Блаженство было конечной целью обучения (и существования).

Чтобы легче познавалось, Коменский выделил следующие феньки:

- сначала вещи воспринимаем внешними чувствами, затем составляем о них представление (см. выше про наглядность);

- целое изучаем прежде частей, то бишь сначала тебе показывают дерево, а затем уже рассказывают про дубы и берёзы;

- от простого движемся к сложному. Действительно, легче выучить алфавит, а после запомнить тысячи слов.

Резонно. И воспринимается нами как должное.

Помимо новых принципов процесса познания, Коменский придумал новую "упаковку" для своих идей. А именно: разделение на четверти, триместры и - главное - каникулы. Он ввел 7-классную систему обучения и попытался реализовать ее в Венгрии в пятидесятых годах 17 века, правда, создал только 3 класса.

А Учителю (с большой буквы) Коменский выделил в классе самое главное место - на возвышеннии, перед учениками. Ассоциация с церковью не случайна. Как священник ведет свою паству к Богу, так учитель должен вести учеников к Знанию. Ученики, по Коменскому, - это "вверенное учителю стадо".

Затем почти ничего не изменилось... в лучшую сторону. На 300 лет система образования стала компиляцией, сборной солянкой из школы до Коменского, школы его самого и собственных привнесений века. И учителя всерьез обсуждают, что делать с классической системой образования. Менять или оставить как есть?

Одни говорят - стремление впихнуть в бедные головы учеников все достижения человечества заканчивается пресловутым тупым зазубриванием. Хотя, на мой взгляд, это скорее вина неквалифицированных учителей.

Другие утверждают, что в школе ученик скован осознанием себя как единицы коллектива, он верит учителю и вынужден зубрить то, что дают. Следовательно, у него напрочь атрофируется способность думать самостоятельно.

Отсюда вывод - надо научить школьников самостоятельно выбирать то, что им интересно. Надо изменить сам процесс обучения так, чтобы ученик познавал мир в процессе игры. Игра, во-первых, интересна, т.е. познание становится ненавязчивым. Во-вторых, использует все пути восприятия окружающего мира, ну и в-третьих, апеллирует к Личности. Наконец, игра - это практика. Что необходимо тебе в этом изменяющемся мире, то и запомнится.

Насколько это соответствует действительности, непонятно. По такой схеме работает образовательная система США, которая никаких фундаментальных знаний ученикам не дает. И США приходится ввозить ученых из России, России, Китая и европейских стран. Не веришь - посмотри статистику на официальном сайте Нобелевского комитета www.nobel.se. Две трети Нобелевских лауреатов от США - дети эмигрантов.

Словом, понятно, что ничего не понятно. Учитель должен быть безусловным авторитетом или соучастником учебного процесса? Что лучше, десятилетка или двенадцатилетка? Мы до сих пор не ответили на те вопросы, которые впервые сформулировал чешский педагог Ян Амос Коменский.