Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Школа непоколебимого духа
На главную страницу >>>
  

 

 

Школа непоколебимого духа

"...Все современное каратэ - это тренировка движения, лишенного смысла" - сказал как-то Хошу Икеда, основатель стиля Дзесинмон. Далеко не каждый японский мастер каратэ способен заявить об этом во всеуслышание, но гранд-мастер Икеда - человек неординарный и мужественный. Начав заниматься каратэ еще в юности у знаменитого мастера Исаму Тамоцу, Икеда стал одним из сильнейших бойцов его школы - Сериндзи-рю Рэсинкан. Исаму сыграл огромную роль в формировании характера и взглядов Икеды. В 1965 г. тот сопровождал своего учителя в поездке по Китаю. Эта поездка произвела революцию в сознании Икеды: после нее он активно приступил к изучению основ восточной медицины, философии и классических текстов по воинским искусствам. Позже, переехав в Токио, Икеда открыл "Дзесин Икеда Додзе". - "Зал непоколебимого духа наставника Икеды", а в 1969 г. опубликовал двухтомник "Сущность каратэ-до древности и наших дней", который, по сути, стал манифестом Дзесинмон, своеобразной программой школы. Этот же год считается датой основания стиля. В переводе "Дзесинмон" означает "Школа непоколебимого духа".

"Одна из основных особенностей стиля Дзесинмон заключается в особенностях его основателя - Хошу Икеды", - говорит Юрий Евгеньевич Маряшин, международный мастер-наставник, обладатель 5-го дана по каратэ Дзесинмон, человек, стоявший у истоков Дзесинмон в России. - "Гранд-мастер не замыкается в каких-то узких рамках, занятия в Дзесинмон построены таким образом, что им может заниматься человек любого возраста и физических возможностей". В частности, последователи Дзесинмон практикуют сэйтай - особую систему саморегуляции тела, которая позволяет людям в возрасте 50-60 лет не уступать в физическом плане молодым спортсменам. Когда я спросил Юрия Евгеньевича, что ему лично дало каратэ, он ответил: "Мне 52 года, а я двигаюсь и чувствую себя лучше многих молодых людей, уже одного этого достаточно".

В нашей стране Дзесинмон получил распространение благодаря кубинскому мастеру Раулю Рисо, одному из лучших специалистов стиля в мире и наиболее авторитетному ученику Икеды. В 1978 г. Рауль Рисо (в то время обладатель 5 дана) и его ученик Рамиро Чирино, оба офицеры МВД Кубы, прибыли в Москву по приглашению Центрального Совета ВФСО "Динамо" для проведения семинара по рукопашному бою со специалистами госбезопасности. После трех месяцев подготовки состоялся экзамен, в результате которого 15 из 50 его участников были аттестованы по каратэ Дзесинмон. Теперь дата проведения экзамена - 4 февраля 1979 г. - считается официальной датой рождения Дзесинмон в России. А в числе аттестованных был и Юрий Маряшин, которого впоследствии Рисо назвал своим лучшим учеником.

О себе Юрий Евгеньевич говорит, что он профессионал, в отличие от некоторых известных специалистов каратэ, которых он считает любителями. И в этом нет никакой бравады. Юрий Маряшин в течение многих лет работал инструктором военно-физической подготовки и рукопашного боя в центре каратэ "Динамо"; тренировал сотрудников спецподразделений, ОМОН, имел дело с вооруженными преступниками. Так что свое ремесло он знает досконально. По словам Маряшина, Дзесинмон, попав в Россию, придал нашему рукопашному бою изысканные формы, и в то же время вобрал в себя все то эффективное, что отсутствует во многих других боевых системах. Это особенность развития Дзесинмон в России.

Важно то, что в отличие от многих других направлений современных единоборств, Дзесинмон сохранил свою боевую, прикладную направленность. "В современном каратэ нет ничего боевого, - говорит Маряшин, - то самое "движение, лишенное смысла". А все мифы и легенды относятся больше к литературе, чем к боевым единоборствам. Это глобальная дезинформация, которая держит в заблуждении людей уже более века. Прикладная составляющая, в которой и есть суть настоящего боевого искусства - прекратилась на Мацумуре Соконе, жившем в 19 в.".

По мнению Рауля Рисо, "настоящее боевое искусство может проявиться только в реальном бою, а смысл его - сохранить себе жизнь. И если человек никогда не участвовал в драке, а тем более в боевых действиях, он не может говорить о том, что владеет боевым искусством. Другое дело - готовиться к реальному бою, ежедневно работать над собой, устранять слабые места, постоянно бороться со временем, неумолимо уносящим силы, даже если тебе и не придется применить навыки в деле или суждено быть убитым в первом же бою. В этом и есть истинный смысл боевого искусства".

В основе философской концепции каратэ Дзесинмон лежит идея о единстве будзюцу, как искусства боя, и будо, как системы духовного и интеллектуального совершенствования. Икеда утверждает, что уровень мастерства находится в прямой зависимости от состояния интеллекта человека. Грубый и невоспитанный человек, владеющий каратэ, представляет огромную опасность для окружающих. В спортивном поединке он будет действовать, подчиняясь инстинктам, а не здравому смыслу. В то же время интеллектуал, слабый и неуверенный в себе, не сможет противостоять злу, в жизненном конфликте он, скорее всего, уступит, даже в ущерб своему достоинству. Только гармония разума и силы делает человека совершенным. Поэтому в Дзесинмон совершенствуется и тело, и сознание. Совершенствование тела осуществляется через изучение приемов каратэ. Работа с сознанием включает морально-этическое воспитание, изучение философии, истории и психологии. На этих соображениях базируются основополагающие принципы подготовки в каратэ Дзесинмон. И в этом Икеда видит перспективу каратэ, которое в будущем будет отличаться от каратэ сегодняшнего, весьма поверхностного.

В связи с этим воспитание мастера в каратэ вообще и в Дзесинмон в частности - это сложный и длительный процесс. Юрий Маряшин не согласен с М. Крысиным (см. первый номер журнала), который обещает сделать из человека чемпиона мира за три года. "Первое, что мы делаем, это избавляем человека от иллюзий. Чтобы человек стал чемпионом, должно пройти как минимум 7-10 лет. Кроме того, многие необходимые для каратэ качества закладываются только в определенном возрасте. Например, если в возрасте 12-13 лет не были воспитаны координационные качества, то потом это сделать практически невозможно" - говорит Маряшин. Да и не ставится такая задача - сделать из каждого ученика чемпиона. Вообще спортивная подготовка в Дзесинмон является второстепенной задачей, а соревнования рассматриваются лишь как составная часть процесса обучения, но не цель. Как сказал Икеда: "Если условно представить линию жизни последователя каратэ длинною в один километр, то спорт в ней должен занимать отрезок не более десяти метров". Это не значит, что в Дзесинмон спортивным соревнованиям уделяется недостаточное внимание: среди воспитанников Дзесинмон достаточно чемпионов самых разных первенств и турниров. Просто теория Дзесинмон базируется на том, что, занимаясь каратэ нельзя ориентировать подготовку только на спортивные соревнования, поскольку длительное оттачивание спортивной техники формирует качества движений, неприемлемые для реального боя. А каратэ - это боевая дисциплина и в полной мере спортом не будет никогда. По словам Вахтанга Шарадзе, шеф-инструктора Московского центра Дзесинмон, "чрезмерное увлечение спортивными версиями уводит в прямо противоположном направлении от сути боевых искусств и в будущем не оставляет человеку ничего, кроме разочарований и последствий от травм. Всем необходимо понять, что тренировки только ради участия в соревнованиях - бесполезная трата времени, не дающая пользы ни уму, ни телу, ни душе". Нельзя забывать, что истинная цель каратэ - воспитание гармоничной, развитой личности. "Каратэ - это школа жизни" - гласит одна из заповедей Гитина Фунакоси. Следующая история еще раз подтверждает эту мысль.

В 1982 г. в Махачкале проходил чемпионат по каратэ, куда был приглашен и Рауль Рисо. В конце проводились показательные выступления. Один из участников, Владимир Чугунов, выполнял "энергетическую" ката "Сантин". Он вышел на середину зала и начал делать ката. Рауль стоял напротив него метрах в десяти, уперев один конец шеста (бо) в татами и опершись на другой руками и подбородком. Казалось, он безучастно наблюдал за происходящим. Когда Чугунов развернулся к нему лицом и, выполняя определенные действия, раскрыл грудь, Рауль сорвался с места, за доли секунды сократил расстояние и нанес удар шестом поперек груди. Шест переломился и, расщепившись, разлетелся в разные стороны. Зрители молчали. Чугунов продолжал выполнять ката, и только когда пришло осознание увиденного, зал взорвался аплодисментами. Вот такое оно, каратэ Дзесинмон, наполняющее движения смыслом.