Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Живые дома
На главную страницу >>>
  

 

 

Живые дома

Когда-нибудь, много Новых годов спустя, на Земле наступит эра живых домов. В рекламных проспектах строительных компаний будет значиться: "Самоготовящая кухня, ванна с подачей морской воды, интеллектуальный унитаз, домашний театр в гостиной, 25 встроенных в стены колонок, подключенных к вашей mp3-базе, пульверизатор в спальне - 300 различных ароматов, пылевсасывающие блоки в каждой комнате, 10 градаций освещения. Активная охранная система. Вся аппаратура объединена в сеть и управляется голосом либо с терминала. Возможен доступ через Интернет - приготовьте дом к своему приезду! Воспользуйтесь одним из 30 запрограммированных профилей или создайте свой собственный! Настройте дом в резонанс с вашими желаниями!" Вот так. Ну или что-нибудь вроде.



Можно, я воткну плату в ваш разъем?

Гляжу я на крашеный деревянный пол в квартире, где пишу эти строки, и остро чувствую глубину пропасти между мечтой и реальностью. Однако пионеры прогрессивного домостроения уже есть. И они не первый год живут на этом свете. Это богатые владельцы собственных особняков где-нибудь на побережье Ниццы - промышленные магнаты, спортсмены, эстрадные артисты и боссы крупных софтверных компаний. В 70-х они набивали свои дома hi-fi аппаратурой, в 80-х - устанавливали где только можно дистанционное управление, в 90-х - сходили с ума по домашним театрам фантастической изобразительно-звуковой силы. Сейчас настало время сетей. Офисные и домашние компьютеры давно дружат семьями через Интернет. Находясь у себя дома, ты можешь заставить офисный принтер всю ночь распечатывать "Войну и мир". Однако теперь и так называемая бытовая техника настойчиво стучится в сообщество умников с силиконовыми извилинами.

До недавнего времени все эти CD-плееры, музыкальные центры, телевизоры, игровые приставки были не у дел из-за отсутствия единого цифрового стандарта. Сейчас CD смещен с поста куда более удобным стандартом mp3, телевизоры имеют вход для провода от видеоплаты домашнего РС, появились Xbox и PlayStation 2, в которых предусмотрена возможность связи с себе подобными. Из рук изобретателей вышел целый подвид новых устройств - гаджетов, электронных деликатесов с полезными функциями. Веб-камеры, "ладонные" компьютеры типа Palm V, мобильники с выходом в Интернет - все они прочно засели в разъеме современной жизни.
И все они хотят одного - объединиться.

Одержимые хай-теком

За границей существует целый класс богатых людей, помешанных на прогрессивной электронике. Они готовы тратить миллионы долларов на то, чтобы специалисты набивали их дома колонками, мониторами, камерами, проводами и печатными платами, чтобы с помощью пульта можно было управлять работой пульверизатора на газоне или искусственного водопада, освещением дома и поместья, раскрывать шторы и включать музыку в гараже, где стоят желтые "Феррари" и красные "Порше". Годовой оборот так называемой home-networking индустрии составляет уже 11,5 миллиардов зелени. И он постоянно растет.

К этим людям можно относиться по-разному. Можно считать их кретинами, которые не знают, куда засунуть лишнюю пачку долларов. Можно думать о них как о своего рода бета-тестерах эпохи электронного домостроения. Правомерны обе точки зрения.

Вид особняка Стива Перльмана прекрасен, как открытка: сапфирные воды озера Тахо играют солнечными бликами, обрамленные стройными соснами и безукоризненной синевы небом. Но Стив утверждает, что самый цимес - внутри.

Он - сорокалетний бизнесмен, работавший в компании Apple, - приобрел этот коттедж в 1997 году, распотрошил и перестроил его, набив все, от подвала до стропил, передовым хардвером. Около 10 миль проводов и оптоволокна змеятся под стенами и над потолком. Пространство под лестницами кишит усилителями, процессорами, серверами, роутерами и переключателями. Реагирующие на прикосновение панели, которые управляют электроникой, вмонтированы по всему дому. Четыре спутниковых тарелки обеспечивают Стиву просмотр его любимых каналов и 500-килобитный доступ в Интернет. Но лучшее, что есть в доме, - это аудиосистема. На нее Стив положил кучу сил и времени. Около 50 колонок получают сигналы от трех широкоэкранных телевизоров, четырех DVD-плееров, огромного цифрового пианино и компьютера, чей жесткий диск сплошь забит mp3-файлами.

Все это он проектировал и устанавливал сам в течение шести месяцев в 1999-м. Потом он узнал жестокую правду о домашних сетях: установка никогда не заканчивается. В июне того же года он выкинул DVD-вертушку, которой все равно не пользовался, и целый год занимался переустановкой аудиосистемы.

Тони Хок любит видеоигры. Увлекшись некогда игрой Marble Madness, он купил свой первый компьютер - "Амигу". В 34 года живая легенда скейтбординга стал человеком-брендом в области видеоигр, звездой четырех бестселлеров от Activision под общим названием Tony Hawk's Pro Skater. Его огромное ранчо в Карлсбаде, Калифорния, набито различной игровой аппаратурой на общую сумму в 150 000 долларов.

Тони, сколько себя помнит, увлекался играми - в его фаворитах были даже древние Pac-Man и Pong. Он покупал все игровые системы, которые в разное время занимали сколь-нибудь заметный сектор рынка. В отличие от большинства геймеров, которые скрупулезно считают число хитовых игр, доступных на той или иной платформе, а потом долго и пристально разглядывают рекламные проспекты, прежде чем спустить 250 долларов на приставку, Тони никогда не страдал от проблемы выбора. У него есть PlayStation 2, GameCube, Xbox и сотня игр к ним в придачу. Приставки покоятся на полках вдоль стены, окруженные усилителями, DVD-плеером и рекордером, CD-проигрывателем с блоком на 100 дисков, блоком питания для спутниковой тарелки и 65-дюймовым телевизором высокой четкости (HDTV). Шестиканальный dolby surround звук вырывается из двух метровых колонок по бокам, двух "задних", которые встроены в потолок, одной "центральной" и напольного сабвуфера. Лучшее место в комнате - софа, где сходятся все шесть каналов.

Как любой уважающий себя игроманьяк, Тони пропускает звук от игр через свою аудиосистему. Он также подключил PlayStation 2 к локальной сети. Приставка специально смонтирована так, что позволяет Тони проигрывать любой игровой диск, который он сам запишет. Это позволяет ему, скачивая бета-версии игр с FTP-сайта Activision, записывать их на болванки, отыгрывать и сообщать об ошибках, не выходя из дома.

Геймерство все еще остается незаконнорожденным дитем home-networking индустрии, поскольку игровые комнаты не нуждаются в дорогущих узлах и блоках, которые так любят монтеры от электроники, а оборудование для игр относительно дешево, да и сами юные геймеры в большинстве своем не склонны выкладывать тысячи долларов за улучшение непонятно чего. Дайте им приставку, джойстик - и они будут счастливы. Но эти игроки вырастут, купят собственные дома, у них появятся свободные деньги - и тогда, пожалуй, профессионалы home-networking увидят гейминг в другом свете. Кое-кто из них уже сейчас признается, что гейминг - это будущее индустрии.

Кэтрин Белл - девушка с обложки мужского журнала FHM, которая знает, по какому протоколу передаются данные каждым из беспроводных устройств в ее доме. Между выпусками своего телешоу 32-летняя красавица любит похвалиться тем, что ее домашняя сеть всегда с ней. Радиостанция на ее трейлере - один из трех передатчиков, которые она установила в студии. Рабочий стол внутри ее раздевалки на колесах стоимостью 500 000 долларов весь завален высокими технологиями. Два лэптопа, сотовый Sony Ericsson T68i с головным телефоном на основе беспроводной системы Bluetooth и "карманный" компьютер (PDA) от Sharp. Окруженная этой кучей гаджетов и одетая в морскую униформу, Кэтрин выглядит так, будто собирается вызвать авиаудар на головы врагов.

Дом, который она возводит в Малибу, строится по последним голливудским стандартам - сплошь сталь и стекло, четыре спальни, теннисный корт, конюшня и подземный гараж для 5 машин, 12 мотоциклов и быстроходного катера. Новый дом выглядит Меккой беспроводных технологий. Установив ретрансляторы в каждой комнате, Кэтрин может свободно бродить по дому, из любой его точки сочиняя электронные письма или путешествуя по Интернету. Она может регулировать аудио, видео, освещение и вентиляцию из любой комнаты. Находясь в дороге, она будет контролировать эти системы через веб-интерфейс. В ее отсутствие беспроводные сенсоры движения автоматически приводят в работу веб-камеры, позволяя ей наблюдать за тем, что происходит в доме. Если кто-то позвонит в дверь, когда ее не будет дома, камеры передадут изображение посетителя на ее телефон или PDA. Когда постройка закончится, дом Кэтрин Белл станет, наверно, наиболее близким воплощением прогнозов хай-тек компаний 90-х годов.
Жилище Кэтрин выглядит как путешествие в прекрасное далеко, однако и такой чудо-дом не застрахован от капризов природы.

В 2001 году особняк бывшего президента Tiger Electronics (создателя электронного котенка Мяу-Чи) Роджера Шиффмана был атакован мощнейшей грозой. Молния развалила дерево близ дома, вырубила энергию и вызвала коротковолновую пульсацию в домашней сети. Дела пошли плохо - спутниковые тарелки, фильтры в бассейне, фонтаны, электронный механизм ворот, кондиционеры и вентиляторы начали гибнуть один за другим. Ремонтная бригада все быстро починила, но ей не стоило беспокоиться - несколько недель спустя молния жахнула по дому снова.

Но, похоже, ничто не может противостоять одержимости энтузиастов. Несколько лет назад Ричу Грину, одному из профессионалов по набиванию домов электроникой, довелось работать над особняком Ларри Эллисона, главы компании Oracle. Сумма контракта составила более миллиона долларов. Ларри поглядел на цифры и решил было отказаться. Грин напомнил ему, что спроектированная им система - величайшая из всех, которые когда-либо устанавливались. "В самом деле? - спросил Эллисон. - Больше, чем у Гейтса?" Грин заверил его, что больше.
"О*кей, - ответил Эллисон, - приступайте к работе!"